Направления творчества
Матисс всегда был экспериментатором. Может быть поэтому его творчество настолько разнообразно и разнопланово, и отличается смешением самых различных техник и направлений. Причём талант Матисса не ограничивался одной лишь живописью. Его умелые руки не только писали полотна, но и создавали скульптуры, а также изобретали необычные композиции из бумажных фигурок. Но чем бы ни занимался именитый мастер, всё его творчество подчинено единственно имеющему значение закону красоты и гармонии.
Одалиски
Интересом Матисса к Востоку продиктовано и создание серии картин, изображающих одалисок (обитательниц гаремов). Подобные сюжеты издавна пользовались популярностью среди французских художников. Одалисок писали Энгр, Делакруа и Ренуар. Наверное, не без влияния творчества этих живописцев Матисс захотел поехать в Марокко и своими глазами увидеть восточный гарем.
На его картинах «Одалиска в красных шальварах», 1921 (справа) и «Одалиска с турецким стулом», 1928 (внизу) обитательницы гарема изображены на декоративном фоне, в характерных восточных нарядах. Эти картины как нельзя лучше отражают влечение художника, с одной стороны, к простой форме, а с другой - к затейливому восточному орнаменту.
Узорчатая ткань
Декоративные свойства и красота узорчатой ткани завораживали многих живописцев. Случалось, что именно такая ткань становилась центром всей композиции.
Матисс любил узорчатые ткани. Стены его мастерской были обиты яркой тканью, вдохновлявшей художника на создание декоративного фона, столь часто встречающегося на его картинах. При этом совершенно очевидно, что среди узоров Матисс отдавал предпочтение цветочным орнаментам.
В истории живописи можно найти немало таких же любителей всего этого. Так, на картине Гогена «Две таитянки на берегу моря» (1891) узор, присутствующий на одежде одной из девушек, становится органичной частью цветового решения всей композиции. В произведениях Климта яркие ткани часто сливаются с декоративным фоном, образуя фантастический узор, сосуществующий с реальными элементами композиции.
Нередко писал ткань и Энгр. На его знаменитом «Портрете мадам Муатессье» (1856) героиня изображена в роскошном платье из узорчатой ткани. Некоторые критики, кстати, обвиняли автора в том, что великолепно выписанная ткань здесь отвлекает внимание от самой мадам Муатессье. Именно эта картина Энгра вдохновила Матисса на создание «Дамы в голубом» (1937).
Скульптура
Заниматься скульптурой Матисс начал в двадцатилетнем возрасте и на протяжении последующих трех десятилетий не оставлял этих занятий, которые были для него и своеобразным «отдыхом» от живописи, и лабораторным исследованием, помогающим решить некоторые проблемы «построения» формы и объема. В основе его взгляда на скульптуру лежали, в общем-то, «живописные» идеи (искусство есть не копирование реальности, а выражение художнического мирочувствия), подтверждением чему служит, например, «Лежащая обнаженная», 1906 (внизу).
Художник и в скульптуре продолжал поиски простой формы - вспомним хотя бы скульптурные изображения головы Жанетты, созданные Матиссом в 1910-13 годах. «Жанетта I» (слева) выполнена в реалистической манере, но в дальнейшем та же голова претерпевает характерные превращения, стремясь принять более аб страктную форму.
Джаз
В 1947 году Матисс получил предложение собрать альбом «импровизаций в цвете и ритме» под названием «Джаз», который бы явился визуальным аналогом композиций знаменитых джазовых музыкантов Луи Армстронга и Чарли Паркера. Работая над ним, художник вырезал фигуры из листов окрашенной гуашью бумаги, «лепя скульптуры живым цветом» и «оживляя» свои детские воспоминания о катании на санках, цирковых клоунах, гимнастах и ковбоях.
Пара ножниц стала инструментом, позволившим ему решить актуальные проблемы цвета, формы и пространства. «Бумажные силуэты, - цитируем Матисса, - дают мне возможность писать чистым цветом, и эта простота гарантирует точность. Это не возвращение к истокам, это конечный пункт поисков». Здесь показаны три композиции Матисса из серии «Джаз»: «Икар» (справа), «Лошадь, всадник и клоун» (вверху) и «Санки» (внизу).
Ницца
Впервые Матисс приехал в Ниццу в 1917 году и сразу же влюбился в этот город. Художника абсолютно очаровал здешний свет -«мягкий и тонкий, несмотря на свой блеск». Матисс как-то признался одному из своих друзей: «Когда я понял, что могу каждое утро просыпаться среди этого света, я готов был умереть от счастья. Только в Ницце, вдали от Парижа, я забываю обо всем, спокойно живу и свободно дышу».
Пребыванием в Ницце обусловлен целый период в творчестве Матисса - из самых плодотворных. Здесь он написал свыше пятидесяти своих одалисок, а также ряд домашних сцен и серию видов из окна - таких, как «Женщина у окна», 1923-24 (справа). У него не было постоянного места жительства в этом городе. Он переменил массу гостиниц, но особенно любил одну из них - «Отель дела Медитерране на Лазурном берегу».
«Я останавливался здесь на протяжении четырех лет, -вспоминал Матисс, - и нигде мне не работалось так легко и свободно, как в номере этой старой гостиницы, построенной в стиле рококо». Ему очень нравилось, что потолок в его номере выложен итальянской плиткой, а свет сквозь опущенные шторы проникает в комнату снизу, словно от театральной рампы. «Это было невероятно, - снова цитируем мастера, - это было абсурдно, и это было восхитительно».
Бумажные женщины
В последние годы своей жизни Матисс не прекращал экспериментировать (он, впрочем, не уставал это делать никогда). Очередным его увлечением стала «живопись» посредством вырезанных из бумаги фигур. В собрании музея находится одна из самых экстравагантных работ этого рода — «Танцующая креолка» (1950), поразительная по своим цвету и форме. Глаза танцовщицы сияют, как звезды, а ее тело «сконструировано» из геометрических, пульсирующих зеленым светом, фигур, контрастирующих с алыми, розовыми и оранжевыми прямоугольниками.
К 1952 году матиссовская простота еще более «упростилась»; характернейшая работа этого ряда — «Купальщица в тростниках». В том же году Матисс создал не менее дюжины своих «голубых обнаженных», изображенных в расслабленных позах. Они вырезаны из цветной бумаги и размещены на белом фоне. Как и во многих других случаях, эти композиции кажутся обманчиво простыми. На самом же деле их «кричащая» простота маскирует тут поистине титанический труд мастера.
Интерьер со скрипкой. 1917-18. | Женщина на диване. 1920-22 | Персики. 1920. |