225. Камуэн - Матиссу.

Суббота, 11 мая 1918 г.

Дорогой Матисс, Я тем более оценил твои мысли о контуре, о котором говорит Делакруа, что не осмеливался усомниться в этом утверждении о способе достигнуть стиля. Оно меня немного смущало, и я заговорил о нем отчасти, чтобы узнать твое мнение.

Пример Гогена и Коро очень показателен. Любопытно, что во все времена были свои предрассудки, свои условности, свои моды, вне которых, казалось, не могло быть красоты, и что теперь мы восхищаемся произведениями прошлого совершенно по другим причинам, восхищаемся той частицей правды, которая в них есть, несмотря на все предрассудки.

Например, что останется от кубизма? Сколько в нем ложного большого стиля и сколько предвзятости. Кажется, что только интуиция является прочной базой и что нужно всю жизнь искать ощупью, чтобы найти более или менее глубокие и широкие способы выражения, которые нас действительно выражают. Мне думается, только к этому и надо стремиться, остерегаясь переступить границы своих возможностей.

Сколько внешних и внутренних трудностей! Когда думаешь о них, хочется все бросить. И все-таки пойдем дальше, — может быть, что-то и выйдет. Я не сказал ничего хорошего, но вот что хорошо: меня произвели в сержанты. Я тебе, может быть, не говорил, что с какого-то времени был капралом. Короче говоря, у меня теперь великолепные золотые нашивки... Эти нашивки принесут мне великолепный доход, так как говорят, что более семи лет военной службы в чине сержанта дают право на ежемесячную пенсию.

Что касается семьи, то продолжается все то же. Мать уже уехала в Бордо, а брат — тупица, на него нельзя рассчитывать. Я надеюсь получить отпуск в первых числах следующего месяца. Будешь ли ты еще в Ницце? Я собираюсь поехать в Марсель, а если ты будешь в Ницце, я приеду повидаться с тобой.

Вот уже неделя, как моя дивизия на отдыхе. Я пользуюсь этим, чтобы немного поработать. Я не знаю, куда нас переведут, и с минуты на минуту жду приказа. Но пиши мне по прежнему адресу, письмо перешлют. Не знаю, как тебя благодарить за письма, они меня так подбадривают. Хотя я нахожусь в компании художников, поговорить о живописи не с кем. Особенно здесь. Но места здесь очень красивые; к сожалению, почти все время пасмурная погода и холодно.

Мне не терпится опять увидеть солнце юга, и я был бы очень рад застать тебя там!

Надеюсь, что изображение девушки с большими грудями наконец закончено? Что ты написал после нее?
Жду известий от тебя. Дружески жму руку.

Твой старый друг Камуэн

Взвод маскировки, группа В, сектор 181.
Пюи, наверное, уже произвели в сержанты? Я давно не имел от него известий.

Вернуться к списку писем по адресатам

Вернуться к списку писем по датам


Арабский дом кофе. 1912-13. Холст, масло. Эрмитаж.

Заметки живописца (Анри Матисс)

Севильский натюрморт. 1911. Холст, масло. Эрмитаж.



 
Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Анри Матисс. Сайт художника.