Лучшие картины
Аллюзии (1904)
98х118см
Музей Дорсе, Париж.
Как в некоторых сценах купания у Сезанна, герой картины (считается, что это автопортрет автора) одет, в то время как находящиеся рядом с ним женщины обнажены. Дерево обрамляет сцену справа, перекликаясь с мачтой стоящей у берега яхты. Черная тень, отбрасываемая вытирающей волосы женщиной, придает ее фигуре объем и плотность. Здесь уже наблюдается отход Матисса от аксиом дивизионизма. Он отказывается писать тень разноцветными «точками», которые в глазах зрителя должны смешиваться, давая «в сумме» черный цвет.
Когда Матисс писал эту картину, ему было 34 года и он находился под очевидным влиянием пуантилизма (это, что называется, лежит на поверхности), которым его «заразил» Поль Синьяк. Работа, выставленная в Салоне независимых 1905 года, произвела большое впечатление на зрителей. Чуть позже ее купил Синьяк для своего дома в Сен-Тропезе.
Стилистика тут дивизионистская, но композиция обнаруживает влияние Сезанна - прежде всего, его знаменитых «Трех купальщиц», приобретенных, кстати, восхищенным Матиссом у Амбруаза Воллара в 1899 году. Еще один композиционный источник - легендарный «Завтрак на траве» Мане. Полувеком ранее Мане представил публике свою скандально известную картину, где на переднем плане мы видим такую же, как у Матисса, расстеленную на земле белую скатерть. Все остальное здесь придумал сам Матисс. Среди его находок отметим искусно подобранные контрастные оттенки пурпурного и зеленого цвета. Неплохим смотрится и название этого произведения, заимствованное у Бодлера.
Мадам Матисс (1905)
40,5 х 32,5 см
Городской художественный музей, Копенгаген.
Выставленный портрет жены художника произвел настоящий фурор, прочно поместив автора в разряд «диких» (то есть фовистов). Критик Жак Ривьер назвал Матисса человеком, «ступившим на неизведанную землю уродливого», хотя при этом отметил, что он «не стремится напугать зрителя». «Он пишет правду, - воскликнул с пафосом Ривьер, - ужасную правду!» Основное внимание в этой работе Матисс уделил цвету, что отразилось во втором ее названии («Зеленая полоса»), данном картине купившими ее Майклом и Сарой Стайнами.
Образ мадам Матисс выглядит монументальным, хотя на самом деле полотно невелико по размеру. Это впечатление провоцируют цветовые контрасты, заставляющие лицо героини доминировать на полотне. Вообще, в цветовом отношении это почти гениальное произведение. Знаменитая зеленая полоса, обозначающая нос, перекликается по тону с тенями, а те, в свою очередь, контрастируют с розовыми телесными тонами.
Фона в привычном понимании в этой работе нет. Пространство позади фигуры заполнено тремя цветовыми плоскостями, написанными так же смело, как и лицо мадам Матисс. Эти плоскости играют в картине важную роль — в том числе и композиционную. Лицо героини написано более мелкими мазками, чем ее платье и фон картины. Художник углубил черты лица с помощью тонкой штриховки и наложения телесных тонов. Волосы жены художника написаны синей и черной краской с вкраплениями красного. Прическа мадам Матисс могла бы перегрузить композицию, но ее уравновешивает яркий бирюзовый фон. Матисс всегда стремился изображать не сам предмет, а свое отношение к увиденному. Темные глаза и изгиб бровей выдают в мадам Матисс сильную натуру. Такой, наверное, воспринимал художник свою жену.
Музыка (1910)
260x389 см
Эрмитаж, Санкт-Петербург.
Скрипач отчетливо напоминает памятник Поза музыканта точна во всех деталях — добиться этого Матиссу было несложно, потому что он сам неплохо играл на скрипке. Достижение цветовой гармонии — вот главная задача, которую блистательно решает Матисс в этой работе. Яркий пунцовый цвет здесь прекрасно сбалансирован с синим и зеленым. Фигуры персонажей обведены черным контуром, заполненным впоследствии краской. Они выглядят плоскими, предвещая будущие композиции художника, вырезанные из цветной бумаги. Поначалу Матисс изобразил мужские фигуры с гениталиями, но в финале работы над картиной убрал последние — вероятно, по желанию заказчика.
Эта работу (как и парную к ней - «Танец») в 1909 году заказал Матиссу русский промышленник и коллекционер Сергей Иванович Щукин, попросив изобразить в аллегорической форме музыку и танец. Матисс поставил себе целью свести эти образы к элементарным формам. Но в динамике парные картины разнятся. Если герои «Танца» стремятся вырваться за пределы полотна, то персонажи «Музыки», напротив, выглядят удивительно статичными. Композиция наполнена покоем и прекрасно сбалансирована.
Вместо мужчин тут действуют «эмблемы» мужчин, превращающие героев в «близнецов-братьев». Это работает на создание цельности произведения, не разваливающегося на, условно говоря, уникальные формы. Три персонажа справа сидят, подогнув колени, что делает их чем-то похожими на нотные знаки. Если это так, то фигура скрипача исполняет роль нотного ключа. Впрочем, это всего лишь версия - сам Матисс эту свою работу расшифровывать не захотел.
Розовая обнаженная (1935)
66 х 92,5 см
Художественный музей, Балтимор.
Овальный предмет в середине заднего плана картины представляет собой вазу с цветами, стоящую на резном стуле. Ее форма, практически сведенная к абстракции, была максимально упрощена художником в процессе работы. Искаженные размеры нижней части тела героини картины заставляют вспомнить о примитивной африканской скульптуре, для которой характерны похожие законы «построения» образа. Монументальность фигуры подчеркивают ее руки и ноги, не умещающиеся в пространстве картины. Синий цвет фона и отсутствие перспективы делают центральный образ более выразительным, а клетчатый узор дивана подчеркивает округлость форм женского тела. Голова женщины выглядит непропорционально маленькой по сравнению с телом. Это умышленное нарушение пропорций как бы обозначает иерархию «значимостей» — женское тело представляло для художника больший интерес.
Как заметил биограф художника, Лоуренс Гоуинг, «был период, когда постоянным сюжетом Матисса стало обнаженное женское тело». Впрочем, и сам художник однажды заметил: «Фигура интересует меня намного сильнее, чем натюрморт или пейзаж». Это видно и по его картинам. По тем же одалискам, например, сидящим или лежащим в причудливых чувственных позах. Но «Розовая обнаженная» «сделана» совершенно иначе. В данном случае мы видим перед собой огромное, сведенное к простейшим формам, женское тело, заполняющее собой почти все пространство холста.
Для этой картины Матиссу позировала русская эмигрантка Лидия Делекторская - сначала компаньонка мадам Матисс, потом ассистентка художника, потом его натурщица и возлюбленная. Именно она сделала 22 фотографии, иллюстрирующие отдельные этапы работы мастера над этой картиной, процесс поиска композиции и превращение форм. Как доказывают эти фотографии, первоначально «Розовая обнаженная» задумывалась Матиссом в более реалистической манере.
Румынская блуза (1940)
92 х 72 см
Национальный музей современного искусства, Париж.
Эта картина была написана осенью 1940 года в Ницце, куда Матисс уехал из оккупированного немцами Парижа. Она демонстрирует переход художника к упрощенной манере письма. Женская фигура настолько приближена к зрителю, что ее голова и юбка частично срезаны рамой. Композиционно изображение расположено в одной плоскости.
Художник подчеркивает это чистым, лишенным полутонов, цветом, плавными черными линиями контуров и расположением узора вышивки. Особый декоративный эффект создается за счет смелой палитры, включающей в себя чистые красную, розовую, синюю и золотую краски.
pic17Интерьер в Коллиуре. 1905. Холст, масло. Частная коллекция. | pic21Море в Коллиуре. 1906. Холст, масло. Фонд Барнса, Линкольнский университет, Мерион, Пенсильвания, США.jpg | Окно. 1905. Холст, масло. Частная коллекция. |