16. Хансу Пураманну

1 июня 1916 г.

Дорогой друг!
Хотя Ваше письмо доставило мне большое удовольствие, я еще не удосужился ответить; сейчас я много работаю, а я так устроен, что если не напишу сразу, то потом мне трудно засесть за письмо. Где Вы теперь? Никто не мог ничего мне о Вас рассказать... Дерен вернулся вчера в великолепном и возвышенном состоянии духа, и я очень пожалел, что я не участвую во всех этих событиях при всей их опасности. Какими мелкими, наверное, кажутся фронтовикам переживания тыла. Я уже сказал, что много работаю. Кончил полотно, набросок которого — на обороте письма2. (Вид из окна.)

Кроме того, я опять принялся за большую пятиметровую картину купальщиц. Из других событий, касающихся меня: картину, которую я подарил Фонду помощи слепым, купил Келекьен, а полотно с испанским стеклянным графином и веткой плюща купил Альф[онс] Канн. Эта тема мне очень нравится, и я вернусь к ней на другом холсте. У меня есть побег плюща, который постепенно принимает красивый изгиб. Натюрморт с апельсинами, который Вы просили оставить для Вас, закончен3. Вот какие вещи волнуют меня. Не могу сказать, что все дается мне без борьбы, но это, я сам понимаю, не та борьба. Я хорошо сознаю это и с особым уважением думаю о наших солдатах, которые говорят, как бы оправдываясь: «Иначе нельзя было». Война не пройдет бесследно: она придала возвышенную серьезность жизни даже для тех, кто сам не воюет, но понимает простого солдата, который отдает свою жизнь, не зная зачем. Но не надо сочувствовать пустым излияниям тыловика. Художникам вообще и мне в частности не дается выражение чувств словами, а кроме того, человек, оставшийся в тылу, чувствует себя никчемным...

Надеюсь, Ваши родные здоровы. Если бы не боязнь оказаться неделикатным, я бы давно съездил узнать про Вас. Дорогой друг, я надеюсь, что Вас не обидит задержка с письмом. Пишите мне и не сомневайтесь, что Ваши письма доставят мне большую радость. С чувством восхищения, которое питает к Вам вся моя семья.

Остаюсь Ваш А. Матисс

Недавно у Риверы я видел несколько хороших вещиц.


1 B предисловии к каталогу выставки Матисса в галерее Танхаузера в Берлине (февраль—март 1930 г.) профессор Ханс Пуррманн (1880 — 1966), немецкий живописец и гравер, в прошлом — ученик Матисса, рассказывает об увлечении живописью Матисса во время своего пребывания в Париже, а также о трудностях, с которыми он встретился, устраивая выставку Матисса в Берлине в 1908 г. В конце концов выставку закрыли, как только Матисс с Пуррманном уехали из Берлина. Воспоминания Пуррманна «Andenken der Werk-statt Henri Matisse» впервые были опубликованы в журнале «Kunst und Kunstler» (1922). В 1933 г. Пуррманн, будучи антифашистом, эмигрировал из Германии.
2 Имеется в виду картина «Вид из окна» (Детройт, Институт искусств).
3 Возможно, речь идет о картине «Ваза с апельсинами» 1916 г. (х., м. 0,54 х 0,65, частное собр.).

Вернуться к списку писем по адресатам

Вернуться к списку писем по датам


Мадам Матисс (Зеленая полоса). 1905. Холст, масло.Государственный музей искусства, Копенгаген, Дания.

Окно. 1905. Холст, масло. Частная коллекция.

Роскошь, покой и наслаждение. 1904. Холст, масло. Национальный музей современного искусства, центр Жоржа Помпиду, Париж, Франция



 
Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Анри Матисс. Сайт художника.