Купить оффшор на сейшелах, готовые оффшоры сейшелы купить www.wugroup.ru.
В CreditPlus выдают действительно быстрый займ на карту онлайн - выгодно и просто.
Главная > Анри и Лидия > Сплетение судеб: Лидия Делекторская в творчестве Матисса


  


Сплетение судеб: Лидия Делекторская в творчестве Матисса

Анри Матисс 

А.Матисс. "Женщина,

облокотившаяся на стол"

(Л.Делекторская)

В Эрмитаже открылась выставка "Дар бесценный". Она посвящена секретарю, модели, музе знаменитого французского художника Анри Матисса, Лидии Делекторской. Она предстает перед нами в живописи, рисунках, гравюрах, фотографиях и документах.

Интересно, как себя чувствует женщина, которую на протяжении многих лет постоянно рисует или лепит художник, который уже при жизни стал частью истории живописи? Об этом уже не спросить ни Делекторскую, ни другую нашу соотечественница Елену Дьяконову - Галу, которая была главной женщиной и музой неистового испанца Сальватора Дали.

Лидия Делекторская тоже была музой Матисса, иначе он не отдавал бы ей свое время и творчество столь щедро, даже за несколько дней до смерти он писал ее портрет. "Когда мне скучно", - признался однажды Матисс, - "я делаю портрет мадам Лидии. Я знаю ее, как какую-нибудь букву".

Правда, по словам очевидцев, Лидия Делекторская не любила этого пафосного слова "муза", предпочитала остаться в тени.

Но эрмитажники вывели ее оттуда. Да и как иначе? Ведь музейное собрание рисунков Анри Матисса своим происхождением целиком обязано щедрости Лидии Делекторской. Все, что выставлено сейчас в Двенадцатиколонном зале Нового Эрмитажа, подарено ею. Причем делала это Лидия Делекторская очень деликатно. В письме к директору Эрмитажа в 1963 году она просит, а не предлагает принять в дар книги Матисса с эксклюзивной графикой, и еще там была такая фраза: "...если бы когда-нибудь было решено сделать, например, выставку книг, иллюстрированных Матиссом, я прошу прикрыть посвящение мне узенькой полоской белой же бумаги". А однажды, она сама привезла в Ленинград свой портрет, и подарила его Эрмитажу. За свои дары она допускала лишь одну форму благодарности - выставки.

Судьба Лидии Делекторской - это судьба эмигранта. Она попала во Францию через Харбин. В мастерской Матисса в Ницце она появилась осенью 1932 года. Пришла по объявлению наниматься ассистентом к художнику. В тот момент он работал над огромным "Танцем" для Альберта Барнса и ему нужна была помощь. Помощница пришла, и осталась на 22 года.

 А.Матисс
 А.Матисс.
 "Портрет  женщины  
 с плиссированным
 воротником"
 (Л.Делекторская)

Матиссу тогда было 63 года, Лидии - 22, и она была очень красива. Вполне естественно, что художник захотел увидеть эти яркие голубые глаза, русые локоны, статную фигуру на своих картинах. И так же естественно, что пожилой мужчина полюбил эту молодую красавицу. Судя по портретам, они были счастливы. Хотя отношения в семье Матисса из-за его привязанности к Лидии были очень напряженными. На вопрос многих, была ли Делекторская женой художника, она сама ответила в одном из писем. "… Вас интересует, была ли я "женой" Матисса. И нет, и да. В материальном, физическом смысле слова - нет, но в душевном отношении - даже больше, чем да. Так как я была в продолжение 20 лет "светом его очей", а он для меня - единственным смыслом жизни."

Но это их личное дело, а мировое искусство обогатилось от этого союза десятками картин, рисунков, скульптур. Многое из этого наследия попало на историческую родину модели, то есть к нам.

Жизнь Лидии Делекторской после смерти Матисса была продолжением служением ему. Сразу после смерти художника она собрала свои вещи и ушла из его дома. На похороны ее не пригласили. Она не стала писать мемуары, а начала собирать и покупать рисунки, гравюры и книги Матисса. Так составилось собрание, которое она начала переправлять в Россию, разделив его между Эрмитажем и московским Музеем изобразительных искусств им. Пушкина.

Урна с прахом Лидии Делекторской была привезена в 1998 году из Парижа и покоится на сельском кладбище в Павловске. На памятнике надпись: " Матисс сохранил ее красоту для вечности". Круг судеб замкнулся.


pic17Интерьер в Коллиуре. 1905. Холст, масло. Частная коллекция.

pic21Море в Коллиуре. 1906. Холст, масло. Фонд Барнса, Линкольнский университет, Мерион, Пенсильвания, США.jpg

Мадам Матисс в красном платье в полоску. 1907. Холст, масло. Фонд Барнса, Линкольнский университет, Мерион, Пенсильвания, США



 
Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Анри Матисс. Сайт художника.