220. Матисс - Камуэну
Четверг [1917 г.]
Дорогой Камуэн,
Прости меня, после работы я могу только думать о своих друзьях, а писать им у меня уже нет сил. Я много работал это время. Я закончил большое полотно — больше 2 м х 2 м, а то, которое было у меня в моем Салоне — «Пьер у рояля», — я написал заново на другом полотне, прибавив его брата, сестру и мать 1. Я также сделал картину с цветами размером 80 и много других работ, но не таких больших. Я купил маленький автомобильчик и поэтому смог поездить по окрестностям со всем багажом художника. Я покажу тебе во время твоего первого же отпуска все, что я сделал. Дома большие события: мой старший сын, Жан, отправился в полк в Дижоне. Он авиационный механик и пошел добровольцем, чтобы иметь право выбора. Он уехал две недели тому назад, и ему уже опротивело его занятие. Возможно, его пошлют в Салоники. <...>
...У жены по-прежнему небольшие боли. Маргерит чувствует себя довольно хорошо. Рассчитываю скоро написать тебе письмо подлиннее, а ты сообщи поскорее, что вышел невредимым из порученного тебе дела.
Жму тебе руку, твой преданный А. Матисс
1 Известны два варианта картины Матисса «Урок музыки», один из них («Урок фортепиано») находится в Музее современного искусства в Нью-Йорке, другой — в коллекции Барнса в Мерионе. В первой картине комната изображена условно, во второй — более конкретно. Барр считает, что первой возникла картина, ныне находящаяся в Музее в Нью-Йорке; жена А. Матисса считала более ранним полотно из коллекции Барнса, мотивируя это тем, что обычно Матисс шел в работе от детального и конкретного к более лаконичному, обобщенному. Сын художника, Пьер Матисс, утверждает, что сначала возник более отвлеченный вариант. Публикация этого письма подтверждает правильность этой последней точки зрения: «Урок фортепиано» из Музея в Нью-Йорке написан раньше «Урока музыки» из коллекции Барнса.
цирк | Цумла. 1950. Вырезка из бумаги, гуашь. Государственный музей искусства, Копенгаген, Дания | лежащая обнаженная 1906 |