31. С. Бюсси.

11 августа 1934 г.

...Ты, наверное, уже получил давно обещанный тебе оттиск, задержка произошла из-за камня, с которым я работал в Париже. Мне показалось, что я живу здесь уже полгода, на самом деле всего полтора месяца. Я потерял три недели из-за дурака литографа, который подсунул мне для работы незнакомый ему самому материал. Я сделал три камня. Первый ничего из себя не представляет, второй не удался, а третий вышел совсем черным. Я нашел выход, протравив кислотой светлые места, и теперь гравирую на камне, чтобы дать белые линии; будет похоже на оттиск сцены битвы, где очень сильные черные тона. Наконец я сменил камень на медные доски и сделал гравюру мягким лаком, у тебя есть ее оттиск сангиной, в черном цвете она лучше, но у меня не было лишнего черного оттиска. На этой неделе я сделал вторую гравюру, тоже мягким лаком. Улисс выходит из моря к Навзикае и ее двум служанкам. Эта гравюра вышла удачно.

Я согласовал мои листы со шрифтом и в мыслях уже вижу книгу готовой. Но мне надо еще сделать четыре гравюры. Теперь я нашел способ исполнения, и дело пойдет. Эта книга совсем не похожа на Малларме1, но в ней свой особенный сочный привкус. Третья гравюра — та, что ты видел у меня на камине; я работал над ней два года; нравится ли она тебе? Ее композиция квадратная, и, чтобы облегчить лист, на оттиске сверху оставлено большее белое поле, чем внизу. Эту гравюру нельзя назвать импровизацией, впрочем и остальные тоже, но мне кажется она более сжатой...


1 Речь идет об иллюстрациях к стихам Малларме.

Вернуться к списку писем по адресатам

Вернуться к списку писем по датам


Танец. 1932-33. Холст, масло. Фонд Барнса, Линкольнский университет, Мерион, Пенсильвания, США

6

1



 
Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Анри Матисс. Сайт художника.