Мстёрская миниатюра
(от названия поселка Мстёра)
Разновидность традиционной русской народной живописной миниатюры, создававшейся темперными красками на лаковых изделиях, преимущественно из папье-маше (ларцы, шкатулки, коробки и пр.). Возникла на базе местного иконописного промысла в поселке Мстёра, который возник здесь в конце XVII века. Поселок Мстёра, бывшая дореволюционная Богоявленская слобода, живой уголок Владимирской земли, уникален богатством развитых здесь издавна художественных промыслов: иконописного, вышивального, чеканного, лубочного. Основой для развития лаковой миниатюры послужили местные иконописные традиции, существовавшие здесь конца XVIII века.
Многие иконописцы Мстёры работали в основном на старообрядцев. В мастерских разного уровня мастера умело реставрировали, копировали старые иконы, прекрасно знали стили древнерусской живописи, писали также дешевые расхожие иконы — "краснушки", создавали для души и "себякинские" бесстильные иконы, в которых находила выход фантазия художников, их любовь к своей земле. Очень помогли художникам советы историка искусства Бакушинского, который увидел большую перспективу в "себякинском" письме мстёрских иконописцев, в частности в иконах Клыкова, близких к лубку, с поэтическим подробно изображенным пейзажем. Бакушинский помогал возрождать народный промысел в Палехе и Мстёре.
После Октябрьской революции в поисках нового применения своего мастерства мстёрские иконописцы, объединившись в 1923 г. в "Артель древнерусской живописи", обратились к росписи домашней утвари, мебели и игрушек. Затем, по примеру художников Палеха, они позаимствовали технологию изготовления изделий из папье-маше у миниатюристов подмосковного села Федоскино, где лаковой миниатюрой занимались еще с XVIII века. К 1930-м годам окончательно оформилась художественная артель "Пролетарское искусство", стараниями мастеров которой Мстёра стала новым самобытным центром народного творчества. Среди создателей мстёрской миниатюры — Н.П. Клыков, А.Ф. Котягин, А.И. Брягин, В.Н. Овчинников, И.Н. Морозов, Е.В. Юрин, И.А. Фомичев и другие. В числе ведущих мастеров — Н.И. Шишаков, Л.А. Фомичев, Ю.М. Ваванов, П.И. Сосин и другие.
Мстёрская миниатюра представляет собой маленькие живописные панно на крышках коробок и шкатулок из папье-маше. Композиция миниатюр условна (ярусность построения, разномасштабность фигур, объединение разновременных событий). Живопись отличается стилизацией в трактовке форм, ярким декоративным колоритом. Местом действия персонажей миниатюр чаще всего является тщательно разработанный пейзаж или ансамбль "русских палат". Это отличает мстёрскую миниатюру от палехской, композиции которой написаны на черном фоне. Фон изделия полностью покрывается живописью. Вся композиция обрамляется нешироким пояском ажурного растительного орнамента, выполненного твореным золотом. На своих изделиях мстёрские мастера обычно изображают пейзажи, сцены из сельской жизни, иногда букеты цветов и натюрморты. Действие в мстёрских миниатюрах происходит на фоне сказочного гористого или среднерусского ландшафта, местного пейзажа. Темами мастеров были народные сказки, былины, песни, литературные произведения. Для мстёрской миниатюрной живописи свойственна чудесная мягкость колорита и теплота красок, глубина пейзажных фонов (нередко с голубыми далями), небольшой размер и приземистость человеческих фигурок, тонкость обрамляющего узора, распространились также орнаментные композиции, натюрморты.
В 1960-е — 1970-е г. мстёрское искусство переживает творческий подъем. Художники вновь с обостренным интересом обращаются к традициям древнерусской живописи. Используя фольклорные сюжеты, мастера создают не просто иллюстрации к сказке, песне, былине, а самостоятельные композиции. Они чаще обращаются к героико-революционной тематике. По-новому (в единой композиции, а не отдельными клеймами) используется прием объединения нескольких эпизодов, более стилизованный пейзаж, живопись более плоскостна и декоративна. Свыше ста живописцев составляют творческое ядро современного объединения "Центр традиционной мстёрской миниатюры". Художники нового поколения неизменно сохраняют верность традициям, проявляя при этом собственную творческую индивидуальность.
Характерная особенность мстёрской живописи - ковровая декоративность, разнообразность и утонченность колористических оттенков с единством общего тона композиции. Цветовая гамма мстёрской школы - голубовато-серебристая, охристо-желтая и красная. В изделиях сочетаются растительные и геометрические узоры.
Переплет книги с мстёрской миниатюрой.
|
"На покосе". Н.П. Клыков. 1944 г.
|
"Снегурочка" В.В. Козлов.
|