Главная > Творчество > Значение творчества Матисса в искусстве


  


Значение творчества Матисса в искусстве

Музыка (А. Матисс)Анри Матисс – признанный классик искусства двадцатого столетия. На протяжении всей своей жизни он создавал произведения, поражавшие всех своей яркостью и щедрой красочностью. Красоту окружающего мира художник раскрывал при помощи чистых красочных пятен, контрастных, но гармонично уравновешенных, наполненных солнечным светом.

Плоскостность и орнаментальность композиционных построений вовсе не превращают матиссовские полотна в декоративный ковёр, так как в них таится по-новому воплощённое содержание.

Художник создаёт особое декоративное живописное направление, основанное на удивительном сочетании внешней простоты и утончённости исполнения.

Прежде чем отыскать собственный стиль Матисс повторяет путь развития искусства в целом. Художник проходит через копирование мастеров прошлого, школу импрессионизма и неоимпрессионизма, синтезирует в своём творчестве искусство других культур.

Матисса можно сравнить с титанами эпохи Ренессанса: Микеланджело, Леонардо да Винчи и пр. Его яркий талант проявился не только в живописи, но и в гравюре, рисунке, керамике, скульптуре, дизайне, иллюстрации. Матисс оставил после себя огромное эпистолярное наследие. В 1908 году появляется его знаменитая книга «Заметки живописца», в которой собраны статьи художника об искусстве.

Искусство Матисса светлое и жизнерадостное. Оно словно является подтверждением того, насколько разнообразен может быть авангард. Что он не только уводит в лабиринты подсознательного или пугает, но и идёт навстречу земным радостям человека. Человека, любящего земные красивые вещи и цветы, естественную грацию женщин и ласковый свет солнца.

Красная комната (А. Матисс) Творческая жизнь Матисса началась в 90-е годы девятнадцатого века. В это время творчество импрессионистов уже получило признание публики. Творчество импрессионистов, таких как Моне, и постимпрессионистов (Ваг Гога, Сезана, Гогена) стало для художников двадцатого века той основой, на базе которой вырабатывался их художественный стиль. В своих ранних полотнах Матисс применял тёмную палитру, которую использовали старые мастера девятнадцатого века. Матисс считал, что его палитра высветлилась именно благодаря творчеству импрессионистов. Благодаря урокам Моро следует усиление колористического начала в работах художника.

Однако через время Матисс осознаёт, что импрессионистический метод – то есть отображение одного-единственного момента, без связи с будущим и прошедшим, не имеет смысла. Значительное влияние оказало на художника творчество постимпрессионистов. Для него было важным сезановское понимание композиции и формы, значимыми стали фактура, цвета и экспрессия Ван Гога.

Отличительной особенностью творчества Матисса стало отображение одних и тех же предметов: ковров, красных рыбок, тканей, статуэток. Несмотря на то, что написаны они разными способами, их всегда можно узнать.

При этом Матисс редко обозначал в названии картины время суток. Также художник не изображал объекты с ясной структурностью и определённостью. В его картинах не встретишь ни скал, ни обработанных полей, ни чётких кристаллов домов.

С 1907 года картины Матисса начали называться «матиссами» и приобрели широкую популярность у коллекционеров России, США и Франции.


Сидящая женщина. 1919.

Обнаженная спина. 1918.

Женщина с зонтом. 1919-20.



 
Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Анри Матисс. Сайт художника.