224. Матисс - Камуэну.

Ницца, набережная дю Миди. Четверг, 2 мая 1918 г.
до 9 мая, затем вилла дез-Аллъе, дорога Монт-Алъбан.
Но я надеюсь получить от тебя письмо до этого.

Дорогой друг, «Контур дает большой стиль (а работая полутонами, остаешься ближе к правде, но дальше от большого стиля)».

Не находишь ли ты, что это значит смотреть на вещи довольно поверхностно и что можно давать контур, и все равно получится только подражание большому стилю, и что можно, работая полутонами, достичь большого стиля? Чей стиль выше, Гогена или Коро? Я думаю, что стиль — следствие упорядоченности и возвышенности ума художника. А эта упорядоченность ума может быть приобретена или развита, а может быть и совершенно интуитивной; такой, вероятно, она была у Коро. Этот контур, о котором говорит Делакруа, может быть следствием упорядоченного ума. Но если он — результат предвзятого намерения, то он даст не больше, чем полутон. Это мое личное мнение.

Я написал жене, что ты собираешься ее навестить. Она была бы очень благодарна, потому что она сейчас одна, с Маргерит, и у нее никто не бывает. Готы! Все люди прячутся. Я был рад услышать относительно хорошие вести о твоей семье. Надеюсь, что дело пойдет на лад и что невезение кончится. То, что ты называешь невезением, — следствие твоих родственных чувств. Если в них есть какая-то сладость — за нее надо расплачиваться, во всяком случае сейчас ты спишь со спокойной совестью, что дано не всем. Я по-прежнему работаю. О какой картине я тебе писал? Скажи мне, а то я буду надоедать тебе все с одним и тем же. Я жду сейчас натурщицу, она запаздывает, и я пользуюсь этим, чтобы написать тебе несколько слов. Лучше несколько слов, чем обещать написать большое письмо и не написать ничего. Как тебе понравились мои маленькие пейзажи у Бернхейма? И доволен ли ими Фенеон? Эти вещицы — разрядка, отдых. Ты, наверное, заметил, что я попробовал сыграть на «землях» и только изредка употребляю кадмий и киноварь...

Марке в Марселе со своим приятелем Жу, они уже, наверное, изучили город до конца. Я думаю, что они там скучают.

Жму тебе сердечно руку

Анри Матисс

Натурщица еще не пришла. Это высокая девушка 16 лет, женщина-колосс, у нее груди как двухлитровые бутылки кианти.

Вернуться к списку писем по адресатам

Вернуться к списку писем по датам


Окно. 1916.

Две девушке на жёлто - красном фоне. 1947. Холст, масло. Фонд Барнса, Линкольнский университет, Мерион, Пенсильвания, США

Интерьер с этрусской вазой. 1940. Холст, масло. Музей искусств Кливленда, Кливленд, США



 
Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Анри Матисс. Сайт художника.