35. В Изосекцию ВОКС`а
1934 г.
Я стремился себе представить цвет этих разнообразных живописных работ, гармонический цвет, что совершенно необходимо, чтобы иметь ясное суждение о произведении.
Отсутствие цвета (в присланных фото) меня очень стесняет. Только в картине Александра Дейнеки, по причине ее гогеновского стиля, рисунка, чувства пластичности, я легко могу вообразить цвет. То же могу сказать о картине Павла Кузнецова «Пушбол», глядя на которую я вспоминаю о красках Мане. Портрету актера Леонидова, выполненному художником Петром Вильямсом, присущ широкий рисунок и напряженная выразительность. Его цвет мне кажется довольно теплым и связным по тонам. «Утро» Петрова-Водкина — картина классической северной композиции, описательная по характеру. Я не могу вообразить для нее гармонический цвет.
«Клятва красных партизан» Сергея Герасимова по своему содержанию приближается к живописи, которую мы называем исторической, но она чрезвычайно красноречива по сюжету.
Петр Кончаловский дал прекрасный портрет вдохновенного поэта Пушкина.
Дейнека мне кажется наиболее одаренным из всех и наиболее ушедшим вперед в своем художественном развитии.
Во всех этих картинах я вижу большой талант, поставленный на службу большой идее.
Простите мою искренность. Это единственный способ для меня ответить на ту честь, которую Вы мне оказываете, подвергая моим суждениям работы Ваших художников, и не забудьте, что мне шестьдесят четыре года.
pic37Натюрморт в голубых тонах. 1907. Холст, масло. Фонд Барнса, Линкольнский университет, Мерион, Пенсильвания, США | Леди на террасе | Роскошь I. 1907. Холст, масло. Национальный музей современного искусства, центр Жоржа Помпиду, Париж, Франция. |