Письмо относительно распада материи
1 - 2
Впрочем, разве мы не располагаем верным свидетельством чувствах Матисса в те годы испытаний? Перед нами письмо Анри Матисса Дерену. На этих страницах, относящихся к началу 1916 года, Матисс высказывает свои мысли по поводу открытий в области распада материи (предсказал же Делакруа во времена Второй империи появление танков!). Художник, написавший «Радость жизни», снова жил на набережной Сен-Мишель, 19.
«Понедельник.
Мой дорогой Дерен,
Ваше письмо доставило нам удовольствие, и все же я отвечаю Вам с опозданием, по той причине, что январь был для нас довольно тяжелым месяцем. Мы все сильно переболели гриппом, за исключением Маргариты. Слегли одновременно все трое. У меня был насморк с отитом и почти что с синуситом. У меня болела только голова, но как!
Отит вызвал очень неприятные головокружения. Маргарита, в свою очередь, тоже очень болела. Одним словом, поводов для огорчений предостаточно.
Вы видите, что в тылу все не так уж хорошо. Прибавьте к этому наше прекрасное, вечно ускользающее ремесло художника — оно прекрасно только в мечтах. Отсутствие вестей о моей семье и тревога, создаваемая жизнью в постоянном ожидании, при том, как мало нам известно, и при всем том, что от нас скрывают, — вот вам представление о жизни штатских во время войны.
Я видел недавно Камуэна, который только что переведен в маскировщики. Спустя две недели после того как он приступил к выполнению своих обязанностей живописца, он написал мне, что занимается чудовищно утомительным делом. Он работает в Шампани: все утро разгружает свертки ткани, а этой ночью и следующей раскладывает эти штуки между линиями французов и бошей, где подвергается большему риску, чем в траншеях... Но не у всех дела обстоят подобным образом. Есть и такие, кто не покидает парижских мастерских. Например, Лапрад. Камуэн видел его в форме сержанта. Среди всех этих мазил он имел вид главнокомандующего.
Нужно сказать, что начальники Камуэна — Гиран де Севола и Абель-Трюше,1 для которых Камуэн — враг номер один. Довольно неприятно оказаться в их руках.
Галанису2 повезло больше. Он продолжает служить библиотекарем в Монтаржи. Большую часть времени он роется в книгах. Недавно он прочитал «Науку и гипотезу» Анри Пуанкаре,3 где обнаружил истоки кубизма!!!
...Читали Вы эту книгу? Там излагаются головокружительно; смелые гипотезы, например, в самом конце — относительно распада материи. Движение существует только как распад и возрождение материи.
Правда, Пуанкаре говорит, что доказательство еще не является полным (эта гипотеза принадлежит Ланжевену).4 Я пошлю Вам эту книжку, если Вы с ней незнакомы.
Моя жена сейчас в Коллиуре, где занимается перевозкой всех вещей из нашего дома, покинутого нами окончательно.
...Я продал Розенбергу мою картину, на которую меня вдохновил Давид де Хем.5 Мадам Дерен была у нас в тот день, когда я ее уже отдал, и я не мог ей даже назвать имя покупателя, поскольку он просил меня не говорить об этом.
Я видел у него нового Пикассо—«Арлекина»,6 написанного в новой манере, без коллажей, одна лишь живопись. Может быть, Вы видели его?
Через несколько дней открывается Трехлетняя выставка.7 Жаль, что у меня нет проспекта. Вы бы здорово развеселились.
Извините за сбивчивость письма. Писал как пишется...
Сердечно жму руку
А. Матисс»..
1 Гиран де Севола Люсьен-Виктор (1871—1950) и Трюше Абель (или Абель-Трюше; 1857—1918) — французские художники-академисты.
2 Галанис Деметриус Эмманюэль (1882—1966)— французский художник греческого происхождения.
3 Пуанкаре Анри (1854—1912) — французский математик. Его книга «Наука и гипотеза» вышла в русском переводе в 1904 году.
4 Ланжевен Поль (1872—1946) — французский физик.
5 Имеется в виду «Вариация натюрморта де Хема» 1915—1916 годов (Нью-Йорк, Музей современного искусства).
6 «Арлекин» (конец 1915 г.) находится сейчас в Музее современного искусства в Нью-Йорке.
7 Трехлетняя выставка (триеннале) состоялась в Париже в марте 1916 года. На ней были показаны работы таких различных мастеров, как Бурдель, Ноден, Вюйар, Фландрен, Марке.
1 - 2
Лауретт с чашкой кофе. 1917. | pic39Гармония в красных тонах. 1908. Холст, масло. Эрмитаж. | Ваза с ирисами. 1912. Холст, масло. Эрмитаж. |