Главная > Импрессионизм > Поль Дюран-Рюэль


  


Поль Дюран-Рюэль: ангел-хранитель импрессионизма

1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6

Рассказывая об истоках, истории и источниках вдохновения французских импрессионистов, нельзя не вспомнить о человеке, который стал для них настоящим ангелом-хранителем. Ему мы обязаны тем, что многократно униженное, осмеянное и непонятое направление изобразительного искусства сумело выжить. И стать значительным приобретением 19 века, покорившим весь мир, украсившим знаменитые музеи и частные коллекции.

Речь пойдет о Поле Дюране-Рюэле – торговце искусством, меценате и коллекционере. Он, вопреки многократным угрозам банкротства, помог импрессионизму стать тем, чем оно является ныне – ярким, интересным и признанным течением в живописи.

Меценат

Поль Дюран-Рюэль помогал художникам из «Салона отверженных» всеми доступными способами. Ему приходилось заниматься подготовкой выставок импрессионистов не только в Париже, но и в Лондоне. В собственной галерее он выставлял их картины и проводил аукционы. Он финансово поддерживал живописцев в особо трудные времена, давая им деньги на жизнь, краски и холст.

Поль был сыном торговца картинами. Но, как писал он в своих воспоминаниях, его родители слишком мало занимались денежной стороной своей деятельности. Семья преследовала более интересные и возвышенные цели, что становилось препятствием на пути к богатству.

Человек образованный и интеллигентный, Поль Дюран-Рюэль во многих вопросах придерживался консервативных и традиционных взглядов. Однако, что касается его поддержки импрессионистов, тут в нем просыпался пламенный революционер. Видимо, такова была волшебная сила этого молодого течения в живописи. Ему, одному из немногих, удалось разглядеть черты подлинного искусства в работах импрессионистов, противостоящих официальному Салону. И он, рискуя многим, стал на защиту нового.

Коммерсант

Хорошо развитая коммерческая жилка и знание живописи позволили Дюран-Рюэлю предвидеть радужные перспективы импрессионизма. Он был уверен, что рано или поздно, работы молодых художников получат признание. Как знаток живописи и толковый коммерсант, он чувствовал, в каком направлении будут эволюционировать художественные вкусы буржуазного общества. И отлично понимал, что, покупая картины импрессионистов, делает ставку на лошадь, которая имеет хорошие шансы прийти к финишу первой.

Вера в то, что он покупает настоящие произведения искусства, давала ему силы ждать. Хотя, в силу своего характера, он всячески торопил момент триумфа. И вставал на защиту импрессионизма со всем пылом, как и сами художники.

В выставки, которые он систематически организовывал, часто включались одна — две картины художников старой школы. Это делалось ради достижения поставленной цели, а не для того, чтобы угодить публике. Такая уступка повышала рейтинг открывающейся выставки.

Надо отметить, что, несмотря на увлечение импрессионизмом и всяческую поддержку художников, Поль Дюран-Рюэль оставался почитателем живописи Милле, Руссо, Делакруа, Курбе. Однако интуитивно он чувствовал, что картины импрессионистов больше соответствуют новым историческим реалиям и являются образцами самого крупного и прогрессивного течения в живописи.

Подводя итоги

Импрессионизму, родившемуся во Франции, вскоре стало тесно в ее границах. Художники, разделяющие эстетику нового течения, появились в США, Германии, России и Англии. Изменения затронули не только живопись, но и скульптуру. Подарив миру иное видение действительности, изменив мировоззрение изобразительного искусства, импрессионисты создали новые ориентиры для своих преемников - художников 20 века.

1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6


Интерьер в баклажана. 1911-12, гуашь, холст 1911-12. Музей живописи и скульптуры, Гренобль, Франция

Марокканец Амидо. Левая часть триптиха. 1912. Холст, масло. Эрмитаж.

pic64Жоакина. 1911. Холст, масло. Национальная галерея, Прага, Чехия



 
Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Анри Матисс. Сайт художника.