I. А. Матисс. Автобиографическая заметка.

а) Родился в Като-Камбрези 31 декабря 1869 г. В 1887 г.— ученик Школы юридических наук, в 1892 г. поступил в Школу изящных искусств в мастерскую Гюстава Моро2. Работа в Лувре, копии картин Пуссена, Рафаэля, Шардена, Давида де Хеема, Филиппа де Шампеня и т.д.3 Первая выставка: Национальное общество изящных искусств на Марсовом поле4. В 1894 г.— поездки на этюды в Бретань и на побережье Средиземного моря. Выставка у Дрюэ в 1904 г.5 Публика в это время настроена против «фовистов»6. Наши тенденции постепенно начинают восприниматься. Повторные выставки живописи, скульптуры и гравюр. Беспрерывная работа и по сей день, поездки в Испанию, Италию, Германию, Россию, Алжир и Англию.

б) Сперва в моей живописи преобладает темная гамма старых мастеров, которых я изучал в Лувре. Потом моя палитра светлеет. Влияния импрессионистов, неоимпрессионистов, Сезанна и Востока. Мои картины строятся на сочетаниях пятен и арабесок (этот период представлен в московском музее7, в коллекции Тессенлунд в Копенгагене и в собрании Марселя Самба в Париже). Эти произведения, в основном декоративного характера, сменяются начиная с 1914 г. работами более глубокой выразительности, построенными по планам в глубину, — более камерной живописью. Так я пишу сейчас.

в) Я работаю очень регулярно изо дня в день, с утра до вечера.

г) О моем творчестве написано несколько книг и статей. Может быть, они объяснят вам соотношения моей живописи с современностью. Среди этих книг: H. Matisse, edition de la Nouvelle Revue Francaise; H. Matisse, chez Cres, editeur, Henri Matisse par Fels aux «Chroniques de Jour».


1 «Notice biographique» была напечатана сначала в журнале «Formes» (1930. № 1). Перевод дан по книге: Ecrits... Р.77.
2 До поступления в мастерскую Г. Моро А. Матисс в 1891—1892 гг. посещал Академию Жюльена, о чем вспоминал сам: «Я потерялся в этой разношерстной толпе учеников; с первого же дня моего поступления к Жюльену я был подавлен „совершенством" портретов, которые там изготовлялись с понедельника до субботы, но таких ничтожных, что меня тошнило он этого „совершенства". Я отправился в Школу изящных искусств, там в застекленном дворике, наполненном слепками античных статуй, Гюстав Моро и два других преподавателя, Бонна и Жером, исправляли работы тех, кто желал поступить в мастерские школы. Там, у Гюстава Моро, я нашел руководство и поощрение». (Эти воспоминания приводит Р. Эсколье, перевод дан по книге: Ecrits... Р. 79, note 6.)
3 Об этом также имеются неоднократные свидетельства самого художника: «Дни я проводил в музее, а потом, гуляя, я испытывал от окружающего зрелища такое же наслаждение, какое я чувствовал перед картинами. Я изучал мастеров, нравившихся мне, без намерения усвоить их приемы, но просто чтобы узнать этих художников, так же как изучают произведения разных писателей, прежде чем выбрать того или другого. Я переходил от картины кокого-нибудь голландца к Шардену, от итальянцев к Пуссену». (Свидетельство Р. Эсколье, перевод дан по книге: Ecrits... Р. 54.)

Заметим, что мнения относительно даты поступления А. Матисса в мастерскую Г. Моро иногда расходятся. Ряд исследователей творчества художника (Ж. Лассень, Ж.Э. Мюллер, Ж. Леймари, Г. Диль и другие) называют 1895 г. Другие (А. Барр, Дж. Рассел) — 1892 г. (см. об этом статью А.Г. Костеневича «Матисс и мастерская Г. Моро» в книге: «Труды Государственного Эрмитажа». XIV. С. 156—166). Сам Матисс в автобиографической заметке пишет, что поступил в мастерскую Г. Моро в 1892 г. Видимо, эту дату и следует считать правильной.
4 Матисс дебютировал в Салоне Национального общества изящных искусств в 1896 г., выставив там четыре работы. Р. Эсколье приводит следующие воспоминания самого художника об этом: «...B 96 году я представил в жюри Национального общества семь полотен, жюри не отвергло ни одного, но из-за нехватки места меня попросили самого отобрать четыре работы. Хотя я выставлялся в первый раз, меня выбрали в члены общества: при обсуждении моей кандидатуры Жан Беро был против, а Пювис де Шаванн за меня. Среди четырех картин, выбранных мною, была и «Читающая девушка». Ее купило государство, а затем в хранилище картин ее выбрала мадам Фор для своей спальни в замке Рамбуйе. Оттуда я взял ее в 1900 году, чтобы представить на Всемирную выставку. Картина должна была пройти жюри, и оно ее отвергло. Я обратился в отдел изящных искусств, чтобы отдать туда эту картину. Но на улице Валуа мне сказали, что я должен вернуть ее туда, откуда взял. Я отнес ее в Рамбуйе, и служащий замка помог мне повесить ее на тот же самый гвоздь». (Перевод дан по книге: Escholier R. р. 38.)
5 Дрюэ — фирма по продаже картин в Париже на улице Фобур Сент-Оноре, 114.
6 О происхождении термина «фовисты» Матисс пишет в воспоминаниях, переданных Териадом.
7 Речь идет о Гос. Музее Нового Западного искусства в Москве, в котором в 1930 г., когда Матисс написал свою автобиографическую заметку, находилось более 40 картин художника.

Предыдущий раздел.

Следующая глава.


Леди на террасе

Роскошь I. 1907. Холст, масло. Национальный музей современного искусства, центр Жоржа Помпиду, Париж, Франция.

pic42Игра в шары. 1908. Холст, масло. Эрмитаж.



 
Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Анри Матисс. Сайт художника.