I. А. Матисс. Автобиографическая заметка.
а) Родился в Като-Камбрези 31 декабря 1869 г. В 1887 г.— ученик Школы юридических наук, в 1892 г. поступил в Школу изящных искусств в мастерскую Гюстава Моро2. Работа в Лувре, копии картин Пуссена, Рафаэля, Шардена, Давида де Хеема, Филиппа де Шампеня и т.д.3 Первая выставка: Национальное общество изящных искусств на Марсовом поле4. В 1894 г.— поездки на этюды в Бретань и на побережье Средиземного моря. Выставка у Дрюэ в 1904 г.5 Публика в это время настроена против «фовистов»6. Наши тенденции постепенно начинают восприниматься. Повторные выставки живописи, скульптуры и гравюр. Беспрерывная работа и по сей день, поездки в Испанию, Италию, Германию, Россию, Алжир и Англию.
б) Сперва в моей живописи преобладает темная гамма старых мастеров, которых я изучал в Лувре. Потом моя палитра светлеет. Влияния импрессионистов, неоимпрессионистов, Сезанна и Востока. Мои картины строятся на сочетаниях пятен и арабесок (этот период представлен в московском музее7, в коллекции Тессенлунд в Копенгагене и в собрании Марселя Самба в Париже). Эти произведения, в основном декоративного характера, сменяются начиная с 1914 г. работами более глубокой выразительности, построенными по планам в глубину, — более камерной живописью. Так я пишу сейчас.
в) Я работаю очень регулярно изо дня в день, с утра до вечера.
г) О моем творчестве написано несколько книг и статей. Может быть, они объяснят вам соотношения моей живописи с современностью. Среди этих книг: H. Matisse, edition de la Nouvelle Revue Francaise; H. Matisse, chez Cres, editeur, Henri Matisse par Fels aux «Chroniques de Jour».
1 «Notice biographique» была напечатана сначала в журнале «Formes» (1930. № 1). Перевод дан по книге: Ecrits... Р.77.
2 До поступления в мастерскую Г. Моро А. Матисс в 1891—1892 гг. посещал Академию Жюльена, о чем вспоминал сам: «Я потерялся в этой разношерстной толпе учеников; с первого же дня моего поступления к Жюльену я был подавлен „совершенством" портретов, которые там изготовлялись с понедельника до субботы, но таких ничтожных, что меня тошнило он этого „совершенства". Я отправился в Школу изящных искусств, там в застекленном дворике, наполненном слепками античных статуй, Гюстав Моро и два других преподавателя, Бонна и Жером, исправляли работы тех, кто желал поступить в мастерские школы. Там, у Гюстава Моро, я нашел руководство и поощрение». (Эти воспоминания приводит Р. Эсколье, перевод дан по книге: Ecrits... Р. 79, note 6.)
3 Об этом также имеются неоднократные свидетельства самого художника: «Дни я проводил в музее, а потом, гуляя, я испытывал от окружающего зрелища такое же наслаждение, какое я чувствовал перед картинами. Я изучал мастеров, нравившихся мне, без намерения усвоить их приемы, но просто чтобы узнать этих художников, так же как изучают произведения разных писателей, прежде чем выбрать того или другого. Я переходил от картины кокого-нибудь голландца к Шардену, от итальянцев к Пуссену». (Свидетельство Р. Эсколье, перевод дан по книге: Ecrits... Р. 54.)
Заметим, что мнения относительно даты поступления А. Матисса в мастерскую Г. Моро иногда расходятся. Ряд исследователей творчества художника (Ж. Лассень, Ж.Э. Мюллер, Ж. Леймари, Г. Диль и другие) называют 1895 г. Другие (А. Барр, Дж. Рассел) — 1892 г. (см. об этом статью А.Г. Костеневича «Матисс и мастерская Г. Моро» в книге: «Труды Государственного Эрмитажа». XIV. С. 156—166). Сам Матисс в автобиографической заметке пишет, что поступил в мастерскую Г. Моро в 1892 г. Видимо, эту дату и следует считать правильной.
4 Матисс дебютировал в Салоне Национального общества изящных искусств в 1896 г., выставив там четыре работы. Р. Эсколье приводит следующие воспоминания самого художника об этом: «...B 96 году я представил в жюри Национального общества семь полотен, жюри не отвергло ни одного, но из-за нехватки места меня попросили самого отобрать четыре работы. Хотя я выставлялся в первый раз, меня выбрали в члены общества: при обсуждении моей кандидатуры Жан Беро был против, а Пювис де Шаванн за меня. Среди четырех картин, выбранных мною, была и «Читающая девушка». Ее купило государство, а затем в хранилище картин ее выбрала мадам Фор для своей спальни в замке Рамбуйе. Оттуда я взял ее в 1900 году, чтобы представить на Всемирную выставку. Картина должна была пройти жюри, и оно ее отвергло. Я обратился в отдел изящных искусств, чтобы отдать туда эту картину. Но на улице Валуа мне сказали, что я должен вернуть ее туда, откуда взял. Я отнес ее в Рамбуйе, и служащий замка помог мне повесить ее на тот же самый гвоздь». (Перевод дан по книге: Escholier R. р. 38.)
5 Дрюэ — фирма по продаже картин в Париже на улице Фобур Сент-Оноре, 114.
6 О происхождении термина «фовисты» Матисс пишет в воспоминаниях, переданных Териадом.
7 Речь идет о Гос. Музее Нового Западного искусства в Москве, в котором в 1930 г., когда Матисс написал свою автобиографическую заметку, находилось более 40 картин художника.
Леди на террасе | Роскошь I. 1907. Холст, масло. Национальный музей современного искусства, центр Жоржа Помпиду, Париж, Франция. | pic42Игра в шары. 1908. Холст, масло. Эрмитаж. |