Главная > Книги > Заметки живописца > Введение > Книжная графика и любовь к поэзии.


  


Книжная графика и любовь к поэзии.

1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9

В 1941 году А. Матисс перенес тяжелую операцию, после которой надолго оказался прикованным к постели. Но это нисколько не сломило художника — в 40-е годы он работает во всех видах искусства так много и успешно, как, пожалуй, никогда ранее.

В 1943 году в письме Л. Арагону он пишет: «...один художник мне говорил: "Талант — это способность противостоять неприятностям". Очевидно, это определение мне подходит...»

В 1942 — 1947 годах А. Матисс наряду с созданием произведений живописи и рисунков много работал над иллюстрированием и оформлением книг, часто параллельно над несколькими сразу. Напомним, что в 1942 году он начал работу над книгой «Цветы любовной лирики Ронсара»1, в 1943-м приступил к оформлению "Поэм Шарля Орлеанского"2, в 1943 году закончил «Пасифаю» А. де Монтерлана3; в 1944 — 1945 годах оформил книги «Лики», «Возвраты», "Аполлинер"4; тогда же Матисс занимается «Цветами зла» Бодлера и «Португальскими письмами»5, следует добавить, в 1943 — 1944 годах он работал и над декупажами для книги «Джаз»6. В 1946 году, когда Матисс уже закончил работу над оформлением нескольких книг7, он выступил с обобщением этого опыта в статье «Как я сделал мои книги». Матисс не рассматривает в статье всех своих книг, сделанных к этому времени, почти не касается тех, над которыми работал тогда, но на примерах двух книг — «Поэзии» Малларме и «Пасифаи» Монтерлана — излагает свой метод работы над книгой, что и составляет сущность статьи. Эта статья — и объяснение того, что Матисс сделал в области искусства книги, и наставление художнику, который предпримет подобную работу. Если вспомнить, как мало такого рода практических наставлений в зарубежном искусстве нашего столетия, становится ясно, что статья обретает дополнительную ценность. Матисс проводит в ней две основные мысли: во-первых, необходимость соответствия особенностей оформления книги характеру литературного произведения; во-вторых, обусловленность композиции избранными элементами оформления, их декоративными качествами: цвет черный, белый или иной; род гравюры, шрифта и т.п.

В книжной графике А. Матиссу удалось достичь редкой, удивительной духовной общности с литературными произведениями, к оформлению которых он обращался. Почетное место среди них, как мы видели, занимает классическая и современная поэзия Франции, поэзия Ронсара и Шарля Орлеанского, Бодлера и Малларме. Матисс, как правило, сам выбирал литературные произведения, «предпочитая поэзию с ее более отвлеченно-духовным и менее житейски конкретным содержанием или прозу интимно-лирического характера8.

Матисс вообще был большим и тонким ценителем литературы и особенно поэзии. Но пожалуй, Ронсар, а вслед за ним и Шарль Орлеанский — предмет его особой любви. Вот несколько выдержек из писем Матисса А. Рувейру 1941 — 1942 годов о работе над книгой стихов Ронсара: «Ронсар все еще со мной. Он поет свою песню на все голоса, и мне надо что-то из него сделать».

«...Сегодня, в четверг, я чувствую себя немного лучше и, чтобы не скучать, опять принялся за Ронсара. Он помогает мне восстановить душевное равновесие...»

«...Пока я не совсем выздоровел, я работаю (в постели) над моим Ронсаром и ни минуты не скучаю. Я приколол на стену все иллюстрации и живу с ними днем и ночью...»

В письме Матисса Л. Арагону от 20 января 1943 года читаем:

«...Ронсар почти закончен, осталось еще два или три рисунка; теперь я в самом интимном общении с Шарлем Орлеанским, он у меня тут, под рукой. Я все время нахожу в нем новые прелести...»

О стихах Шарля Орлеанского Матисс пишет Рувейру 26 октября 1942 года:

«...Какая у него прозрачная поэзия!», — а в феврале 1943 года — Луи Арагону:

«...Я их воспринимаю как хрустальную музыку, и некоторая ее недоговоренность оставляет простор для художника...» Матисс знал французскую литературу и поэзию своих современников, со многими из них — литераторами, писателями, поэтами — он сотрудничал, дружил.

В начале века он встретился с Аполлинером, в числе его больших друзей — А. Рувейр, совместно с которым он работал над книгами «Возвраты» и «Аполлинер». П. Реверди сопроводил стихотворениями серию литографий Матисса «Лики». В военные годы Матисс подружился с Луи Арагоном, встречался и переписывался с ним, нарисовал серии портретов Луи Арагона и Эльзы Триоле, участвовал в оформлении ежегодников «Поэзия 41» и «Поэзия 42».

Луи Арагон много, очень образно писал о художнике, он посвятил Матиссу стихотворение «Матисс говорит»:

«Я объясню запах форм преходящих,
Как песня по белой бумаге легла
И отчего лист так легок дрожащий,
А ветка дерева так тяжела.
Знаю я цену яркому свету.
Средь бедствий эпохи стоит мой эскиз.
Мы ждем. Надежда в глазах. И про это
Грядущему скажет Анри Матисс»9.


1 Florilege des Amours de Ronsard par Henri Matisse. Paris, «Albert Skira» (1948).
2 Poemes de Charles d'Orleans manuscrits et illustres par Henri Matisse. (Paris), Teriade, editeur (1950).
3 Monterlant H. de. Pasiphae. Chant de Minos (Les Cretois). Gravures originales par Henri Matisse. (Paris). Martin pabiani, editeur (1944).
4 Visages. Quatorze lithographies de Henri Matisse accompagn?es de poesies par Pierre Reverdy. Paris, Les Editions du Chene (1946); Rouveyre A. Replis. Gravures de Henri Matisse. (Paris). Editions du Belier (1947); Rouveyre A. Apollinaire. Paris, «Raison d'etre» (1952).
5 Matisse H. Charles Baudelaire. Les Eleurs du Mal. «La Bibliotheque Francaise» (Paris, 1947); Marianna Alcarorado. Lettres (Les lettres portugaises). Litographies original de Henri Matisse. Paris. Teriade, editeur (1946).
6 Matisse H. Jazz. (Paris). Teriade, editeur (1947).
7 Из пятнадцати оформленных Матиссом книг (из них две вышли после его смерти) одиннадцать были изданы в 1944 — 1952 г. (см. подробнее об этом: Русаков Ю. Анри Матисс. Искусство книги. Каталог выставки из собрания Эрмитажа. Л., 1980. С. 8).
8 Русаков Ю. Анри Матисс. С. 10.
9 Арагон Л. Анри Матисс, роман. Т. П. С. 47 / Перевод стихотворения Е. Гулыги.

1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9


Поднятое колено 1922.

Одалиски. 1923.

Ставни. 1919



 
Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Анри Матисс. Сайт художника.