Главная > Книги > Заметки живописца > Введение > Актуальность "Заметок живописца"


  


Актуальность "Заметок живописца"

1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9

В первый раздел сборника вошли статьи самого А. Матисса об искусстве, в которых художник излагает свои взгляды. Впервые Матисс выступил в печати с большой, принципиально важной статьей «Заметки живописца» в 1908 году. Появление этой статьи знаменательно. Матисс излагает в ней свою программу в то время, когда в искусстве Западной Европы велись энергичные и часто мучительные поиски нового. Сам Матисс возглавил на некоторое время группу фовистов, но вскоре она распалась, а входившие в нее художники пошли разными путями. Фовизм привлек А. Матисса культом цвета, поиски наибольшей выразительности которого он продолжал в течение всей жизни. К 1908 году Матисс — сложившийся мастер, вступающий в пору расцвета. Позади остались годы, ученичества, копирование в Лувре, пребывание в мастерской Г. Моро. Осмыслен опыт импрессионистов и постимпрессионистов. Уже состоялась встреча А. Матисса с искусством П. Сезанна, одного из любимых его художников. Прошла первая персональная выставка Матисса в галерее А. Воллара (1904). А. Матисс познакомился с П. Пикассо (1906).

Весной 1906 года, во время поездки в Бискру (Алжир), А. Матисс познакомился с искусством Востока, что оказалось очень важным для его последующего творчества. На выставке в Салоне независимых 1906 года Матисс показал значительную картину «Радость жизни», которая наметила в большой степени его последующую программу в живописи. В 1907 году Г. Аполлинер написал первую статью о Матиссе. В конце того же года художник открывает в Париже собственную художественную школу и начинает преподавать в ней1. В это время он интенсивно работает в живописи, скульптуре, графике.

Обобщение поисков предшествующих лет, обретение собственного художественного кредо и индивидуальной, очень выразительной манеры письма позволили ему в 1908 году в числе других создать такой живописный шедевр, как «Десерт. Гармония в красном» («Красная комната»)2. Захватывающая насыщенность цвета этого полотна, смелое сопоставление цветовых контрастов в сочетании с изяществом линейного узора и удивительным чувством пространственных соотношений убедительно свидетельствуют, что это целостное, гармоничное произведение — работа не только зрелого, но выдающегося мастера.

Итак, накоплен достаточный творческий и жизненный опыт, художнику есть что сказать не только кистью, но и словом.

Многие из основных посылок статьи Матисса «Заметки живописца» и сегодня звучат не менее актуально, чем в начале нашего столетия. Изложенные художником в статье взгляды можно рассматривать как программный манифест Матисса-гуманиста. Он пишет о своем преобладающем интересе к человеку, подчеркивает значение замысла, идеи произведения: «С самого начала надо иметь ясное представление о целом...»

Особо художник останавливается на выразительности картины, художественного произведения, понимая под выразительностью не внешнюю экспрессию линии или цвета, а «весь строй» картины, то есть ее выразительность в целом.

Он подробно пишет и об отдельных компонентах произведения: о композиции и ее зависимости от формата произведения, о соотношениях цветов и т.п.

Матисс придает большое значение умению перейти от первого мимолетного ощущения к выявлению основного, главного; он стремится к созданию значительного, гармоничного произведения. При этом он предлагает не рабски копировать натуру, а интерпретировать ее в соответствии со своим восприятием. В то же время Матисс подчеркивает, что природа, натура всегда должна оставаться для художника отправной точкой в его работе.

«Люди, нарочито стилизующие натуру или намеренно отклоняющиеся от природы, уходят от истины. Когда художник рассуждает, он должен отдавать себе отчет, что его картина условна, но, когда он пишет, он должен верить, что следует натуре».

Статья «Заметки живописца» сразу определила особое место художника в кругу его современников, выявила дар Матисса ясно и точно объяснять важные проблемы творчества. В наше время, когда многими западными художниками и теоретиками искусства часто абсолютизируется подсознательное, интуитивное начало в творческом процессе, слова Матисса о необходимости иметь с самого начала ясный замысел произведения звучат как завет художникам XX столетия, подчеркивают определяющую роль разума.

Статья Матисса в какой-то степени полемизировала с программой некоторых зарождавшихся тогда течений, в частности с программой кубизма, течения более замкнутого в себе и менее обращенного к человеку, к зрителю. Для Матисса чрезвычайно важна апелляция к зрителю, она пронизывает все его искусство, с самого начала имеющее точный адрес. Как уже говорилось, оно адресовано современнику, человеку нашего столетия, оно должно нести ему радость. Не этой ли внутренней полемикой с кубизмом отчасти продиктованы слова А. Матисса, выражающие мечту об искусстве уравновешенном, «полном чистоты и спокойствия, искусстве без суетных и беспокойных сюжетов, искусстве, которое могло бы дать отдых уму интеллектуального работника, делового человека, литератора <...>»?


1 В 1909 г. А. Матисс отходит от преподавания, чтобы целиком посвятить себя творчеству.
2 Находится в Санкт-Петербурге, в Эрмитаже.

1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9


Лежащая обнаженная. 1906. Холст, масло.

Танец с настурциями. 1912. Холст, масло. Музей Изобразительных Искусств им. А.С.Пушкина, Москва, Россия.

pic64Жоакина. 1911. Холст, масло. Национальная галерея, Прага, Чехия



 
Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Анри Матисс. Сайт художника.