Главная > Книги > Заметки живописца > Введение > Рисунок и цвет в творчестве художника.


  


Рисунок и цвет в творчестве художника.

1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9

Вся последующая творческая практика Матисса, его вклад в искусство и культуру XX столетия оказались богаче (и это естественно), разнообразнее программы, изложенной в статье «Заметки живописца» в начале столетия. После этой статьи А. Матисс длительное время, вплоть до 1935 года, не писал статей об искусстве, а в 1935 году появилась его короткая, но важная статья «О современности и традиции»1. Статья была напечатана в майском выпуске журнала «The Studio» (№50) за 1935 год и ставила важный вопрос о вечно живой роли художественного наследия прошлого, о роли традиции для современных художников. «Было бы ошибкой думать, что цепь преемственности от первых до теперешних художников оборвалась. Отказавшись от традиции, художник добьется лишь кратковременного успеха, и имя его скоро будет забыто». Завоевания же современной живописи Матисс видит (что отмечалось им уже в первой статье) прежде всего в умении достичь предельной выразительности картины, художественного произведения с помощью разработки и обогащения художественных средств, в том числе и цвета: художники «научились выражать чувство цветом, а фовизм и более поздние течения добились выражения чувства и графическими средствами: контуром, линией и их направленностью. В общем новые приемы выражения продолжили традицию и обогатили ее». Примечательно, что одним из тех, кто увидел и оценил в Матиссе прежде всего колориста, был В. Маяковский, познакомившийся с картинами А. Матисса во время своего пребывания в Париже: «Если взять цвет в его основе, не загрязненной случайностями всяких отражений и полутеней, если взять линию как самостоятельную орнаментальную силу, — сильнейший — Матисс»2.

Традицию, наследие Матисс вообще понимает широко, включая сюда и античную культуру, особым светом которой озарено средиземноморское побережье Франции; и культуру эпохи Возрождения, и искусство Востока. Он учится у Шардена и Сезанна, Бари и Бурделя, восхищается древнерусскими иконами, народным творчеством в разных его проявлениях.

В 1939 году Матисс на страницах журнала «Le Point» пишет о своих рисунках («Заметки живописца о своих рисунках»), объясняет их, предостерегает от неверного и одностороннего их истолкования. Слова художника звучат как комментарий к многочисленным прекрасным рисункам мастера 30-х годов, еще раз объясняют метод работы Матисса над ними: сначала — более проработанные этюды углем, растушевкой, затем — лаконичный рисунок пером. Рисунки этих лет составляют едва ли не лучшее из того, что тогда создал Матисс. Именно в те годы окончательно сложился тип «матиссовского» изящного линейного (перового и карандашного) рисунка, в числе этих рисунков такие шедевры 30-х годов, как «Обнаженная с ожерельем» (Париж, собр. Д. Верни, 1935), «Белое жабо» (Балтимор, Музей искусств, 1936), «Цветок» и «Женское лицо с подбородком в ладони» (оба — 1937, Москва, ГМИИ им. А.С. Пушкина). Эти работы предвосхищают и подготавливают перовые рисунки художника 40-х годов, и нет сомнения в том, что Матисс имел в виду свои рисунки 30-х годов, когда писал в статье 1939 года «Заметки живописца о своих рисунках»: «Рисунком, линией я непосредственно передаю свое чувство. Это возможно из-за простоты самого приема. Однако мои рисунки более закончены, чем могут показаться некоторым людям, считающим их набросками».

Матисс был очень требователен к себе, никогда не выпускал из мастерской того, что его не удовлетворяло. По свидетельству Л.Н. Делекторской, он однажды, просмотрев свои рисунки за много лет, более пятисот из них уничтожил, так как счел их невыразительными.

Рисунок постоянно занимал важное место в творчестве Матисса, поэтому художник размышляет и говорит о нем и в последующие годы. Так, в 1942 году Матисс, объясняя свою работу над серией рисунков «Темы и вариации», высказывает несколько очень важных мыслей, касающихся его творческого метода и имеющих принципиальное значение не только для рисунков, но и для всего творчества А. Матисса.

Тридцатые годы оказались чрезвычайно плодотворными для А. Матисса. Он успешно заканчивает монументальную роспись на тему «Танец» для интерьера Музея А. Барнса в Мерионе; в 1930 году завершает четвертый, последний вариант барельефа в бронзе «Обнаженная со спины» (Париж, Национальный Центр искусства и культуры им. Ж. Помпиду); полностью оформляет первую книгу — «Поэзия» С. Малларме; в станковой живописи стремится к созданию произведений «большого стиля» («Сон», 1935, Париж, Национальный Центр искусства и культуры им. Ж. Помпиду; «Большая розовая обнаженная», 1935, Балтимор, Музей искусств).

Определяющая для творчества Матисса этих лет тенденция к монументальному, обобщенному художественному решению заметна и в живописных произведениях маленького формата («Сидящая обнаженная. Набросок», 1936, Москва, ГМИИ им. А.С. Пушкина). По свидетельству Л.Н. Делекторской, об одной из таких маленьких своих картин Матисс сказал однажды: «Подобно тому как маленький зрачок человеческого глаза способен вместить любой большой предмет, так и художник должен уметь написать этот предмет в самой маленькой картине так, чтобы он воспринимался в своем реальном масштабе и со свойственной ему монументальностью».

В 1945 году, вскоре после окончания Второй мировой войны Матисс выступает со статьей «О цвете», адресованной будто специально художникам — своим современникам, находящимся на перепутье, переживающим переломный момент. В первые послевоенные годы вопрос переосмысления и возрождения своих национальных культур был чрезвычайно важным для многих европейских народов, освободившихся от ига фашизма и вступивших на новый этап развития. Вопрос осмысления национального и мирового художественного наследия остро стоял в эти годы и перед французскими художниками. Матисс подробно останавливается в статье, с одной стороны, на значении изучения искусства старых мастеров, а с другой стороны, предостерегает молодых художников от чрезмерного увлечения подражанием старым мастерам, советуя начинающим «искать новые источники вдохновения в произведениях различных цивилизаций, руководствуясь внутренним родством с ними». Энгр и Делакруа, Гоген и Ван Гог, Г. Моро и Сезанн служат Матиссу примерами, подтверждающими положения его статьи. Так, снова ставится Матиссом вопрос о традиции и новаторстве, об обращении к неисчерпаемо богатым источникам мировой культуры.

Придавая большое значение разработке колорита, цвета, Матисс позднее неоднократно скажет об этом в статьях «Черный — это тоже цвет», «Заметки о цвете».


1Заметим, что Матисс, отвечая на вопрос Б.Н. Терновца о том, что он написал по вопросам искусства, в ответном письме от 20 июня 1935 г. не упоминает эту статью, а называет только свою статью «Заметки живописца» и письма А. Ромму, считая, по-видимому, их наиболее важными своими суждениями этого периода по вопросам искусства.
2 См. статью «Парижские очерки» 1923 г. // Маяковский В.В. Полy. собр. соч.: В 13 т. 1922 — февраль 1923. М., 1957. Т. 4. С. 251.

1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9


обложка

Три сестры. Триптих. Левая часть. 1917

Музыка (А. Матисс)



 
Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Анри Матисс. Сайт художника.