Книга "Джаз"

1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9

Матисс не только сам постоянно тянулся к поэзии, но и был необычайно притягателен для поэтов, литераторов, писателей. Они лучше других могли оценить редкий дар Матисса поэтически преображать модель или предмет, умение выявить и подчеркнуть возвышенное, прекрасное в самых обыденных вещах. Его лучшие картины и графические листы сродни стихотворениям в прозе.

Примечательно, что впервые собрал воедино и систематизировал литературное наследие Матисса не критик и не историк искусства, а французский поэт Доминик Фуркад, который стал теперь одним из известнейших исследователей и знатоков творчества А. Матисса.

Вряд ли случайно заметил и высоко оценил А. Матисса Владимир Маяковский; Илья Эренбург назвал встречу с Матиссом «и радостью и уроком»; Константин Паустовский живо заинтересовался его творчеством.

Подтверждение всему сказанному выше читатель найдет в материалах, включенных в сборник. Заметим, что одну свою книгу — «Джаз»1 Матисс сделал сам целиком, как оформление, так и текст, который вошел в первый раздел книги.

Книга «Джаз» занимает особое место в наследии Матисса. Во-первых, это единственная книга, содержащая текст художника и оформленная им же. Во-вторых, в основе ее оформления — новая, разработанная Матиссом техника2. Двадцать цветных таблиц, выполненных по декупажам Матисса при помощи трафарета, сопровождаются написанным от руки и факсимильно воспроизведенным текстом художника. Названия таблиц книги либо навеяны воспоминаниями о цирке: «Клоун», «Кошмар белого слона», «Лошадь, наездница и клоун», «Похороны Пьеро»; либо носят более философски-отвлеченный характер: «Судьба», «Сердце»; эти названия как будто не связаны непосредственно с текстом. Это образы, навеянные воспоминаниями и размышлениями художника и воплощенные им в изобразительной и литературной формах.

Сам Матисс со свойственной ему скромностью утверждал, что роль текстов «Джаза» — создать зрительный аккомпанемент изобразительной части книги. Но их значение шире — заключенный в каждом из текстов «Джаза» смысл в совокупности помогает понять и метод синтеза впечатлений Матисса, и источники, питающие его творчество, — окружающая природа, путешествия и т.п. Не случайно «Джаз» по-новому осмыслен и оценен организаторами выставки декупажей А. Матисса в 1977 — 1978 годах в США. «Джазу» посвящена в каталоге этой выставки большая и интересная статья Д. Флэма3.

Матисс неоднократно писал об искусстве портрета и связанных с ним проблемах, и это понятно, так как с первых лет творчества и до конца жизни Матисс постоянно работал в жанре портрета, неустанно писал, рисовал, гравировал, лепил свои модели. Еще в 1908 году в своей первой статье «Заметки живописца» он писал об интересе к человеческому лицу, которое уже тогда, по его словам, он предпочитал пейзажу и натюрморту. Впоследствии Матисс развивает свое понимание задач портрета.

В одном из коротких текстов книги «Джаз» он пишет: «Характер нарисованного лица зависит не от его пропорций, а от одухотворяющего его внутреннего света». В статье 1947 года «Точность — не истина» художник пишет о собственных четырех рисунках-автопортретах, считая, «что в каждом из этих рисунков есть какое-то открытие, возникшее от проникновения художника в свой сюжет, вплоть до отождествления себя с ним, так что истинная сущность его и составляет рисунок». Наконец, в 1954 году публикуется статья А. Матисса «Портреты», которая начиналась словами: «Искусство портретирования теперь почти забыто. А между тем оно может быть источником неиссякаемого интереса для того, у кого есть талант портретиста или просто любознательность». Самым важным в портрете, по мнению Матисса, является «отражение чувства, которое модель возбудила в художнике, а совсем не внешняя точность». Важны не только отдельные положения этой статьи, но и сама постановка вопроса об искусстве портрета, претерпевшего значительные перемены в начале нашего века. Охватившее многих западноевропейских художников в начале столетия стремление пересмотреть складывавшиеся в европейском искусстве начиная с эпохи Возрождения эстетические нормы, попытки найти новые способы отображения реального мира и человека часто приводили к тому, что искусство портрета оказывалось во власти формальных экспериментов. Это сознавали и многие из художников.

В 1934 году, отвечая на вопросы С. Ромова об искусстве портрета, некоторые французские художники высказали интересные суждения, перекликающиеся с идеями А. Матисса4.

Обращение А. Матисса к искусству портрета продиктовано гуманистической основой его творчества и сыграло важную роль в развитии портретного искусства нашего века5. Важнейшая проблема современного искусства — проблема синтеза искусств изложена А. Матиссом в основном в двух статьях, посвященных капелле Чёток в Вансе. Все, что предшествовало работе над капеллой, — все открытия А. Матисса в живописи, графике, декупажах, скульптуре — художник блистательно обобщил в оформлении Капеллы. Тем интереснее для читателей статьи А. Матисса о работе над капеллой, где художник подвел итоги и своим практическим открытиям, и своим многолетним раздумьям о синтезе искусств, о монументально-декоративном искусстве.

Первые попытки такого рода он предпринял еще в начале пути, написав для дома С.И. Щукина в Москве панно «Танец» и «Музыка». В начале 30-х годов Матисс создал роспись на тему «Танец» для Музея Барнса в Мерионе. И только в конце жизни он сумел в полной мере осуществить у себя на родине давнишнюю мечту о синтезе искусств в истинном шедевре искусства нашего времени — в капелле Чёток в Вансе.


1 Matisse H. Jazz (Paris) Terlade, editeur (1947).
2 Матисс и раньше обращался в отдельных случаях к технике декупажа.
3 «Jazz» by D. Flam in: Henri Matisse. Paper Cut-Outs. Jack Cowart, Jack D. Flam, Dominique Fourcade, John Hallmark Neff. Published by The St. Louis Art Museum and The Detroit Institute of Arts. 1977 — 1978. P. 37 — 47.
4 Так, М. Громер в письме С. Ромову от 22 декабря 1934 г. пишет, что «живописный портрет должен быть синтезом личности» (см. архив ГМИИ им. А.С. Пушкина, ф. 30, д. 13). П. Синьяк в письме С. Ромову от 18 декабря 1934 г. высказывает свое мнение о состоянии искусства портрета: «...искусство портрета переживает кризис», «основная причина упадка портрета та, что живописцы уже пятьдесят лет интересуются не сходством и характером, которые, возможно, относятся больше к области литературы, чем к живописи, а другими вещами. Теперь для художников важнее всего технические и эстетические проблемы: переходы и объемы Сезанна, контрасты ритмов, цвета и тонов Сера; повышенный цвет фовистов — цвет ради цвета; поиски кубистов, пуристов и т.д.» (см. архив ГМИИ им. А.С. Пушкина, ф. 30, д. 1).
5 Об интересе к искусству портрета в наше время свидетельствуют и некоторые выставки: 1972 г.— «Портрет в европейском искусстве XV — XX вв.» (Москва, ГМИИ им. А.С. Пушкина); 1977 г. — «Автопортрет в русском и советском искусстве» (Москва, ГТГ). В 1978 г. Национальная галерея портрета в Лондоне организовала выставку «Портреты XX столетия» (творчество А. Матисса было представлено на ней двумя произведениями: «Портрет жены» 1913 г. из Гос. Эрмитажа в Ленинграде и «Портрет А. Корто» 1926 г., литография из Музея Виктории и Альберта в Лондоне).

1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9


Матисс (Раймон Эсколье)

цирк

Цумла. 1950. Вырезка из бумаги, гуашь. Государственный музей искусства, Копенгаген, Дания



 
Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Анри Матисс. Сайт художника.