1910-1914 годы.
1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11
1910 Заканчивает декоративные панно для С.И. Щукина «Танец» и «Музыка» (оба — в Санкт-Петербурге, Гос. Эрмитаж). Выставка работ Матисса у Бернхейма-Жён.
Панно «Танец» и «Музыка» экспонированы на выставке в Осеннем Салоне.
Участвует в выставке «Мане и постимпрессионисты», организованной Роже Фрайем в Лондоне.
Исполняет первые скульптурные портреты Жаннет, из которых бронзовые отливки I, II и IV вариантов имеются в коллекции Жозефа Хиршхорна в Нью-Йорке.
Совершает поездку в Мюнхен вместе с А. Марке, знакомится там с выставкой мусульманского искусства. Путешествие в Испанию.
Создает произведения: «Девушка с черной кошкой (Маргерит Матисс)» (Париж, собр. М. Дютюи); рисунок «Девушка с тюльпанами» (уголь; Париж, частное собр.); «Фрукты и бронза» (Москва, ГМИИ им. А.С. Пушкина); «Девушка с тюльпанами» (Санкт-Петербург, Гос. Эрмитаж).
1911 Работает в Севилье, Исси-ле-Мулино и Коллиуре. По приглашению С.И. Щукина в конце октября приезжает в Москву и Петербург.
Совершает первое путешествие в Марокко (Танжер), по-видимому, в конце 1911 — начале 1912 года. В Исси-ле-Мулино пишет картины: «Мастерская» (Москва, ГМИИ им. А.С. Пушкина); «Красные рыбы» (Москва, ГМИИ им. А.С. Пушкина); «Семейный портрет» (Санкт-Петербург, Гос. Эрмитаж).
Закрывает свою школу.
Уезжает в конце года в Танжер до весны. Пишет картину «Голубое окно» (Нью-Йорк, Музей современного искусства).
1912 Выставки работ в Кёльне и Лондоне.
Знакомится с выставкой персидской миниатюры в Музее
декоративных искусств в Париже. Весной — поездка в Марокко. В конце этого же года совершает вторую поездку в Марокко. Пишет «Марокканский триптих»: «Вид из окна. Танжер», «Зора на террасе», «Вход в казба» (все три — в ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва).
Пишет картины: «Интерьер с панно "Танец" и настурциями» (или: «Настурции. Панно "Танец"»)1 и «Уголок мастерской» (обе — в ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва).
В марте в галерее «291» в Нью-Йорке открывается первая выставка скульптур и рисунков Матисса. Пишет картину «Зора в желтом» (Иллинойс, Дэйк Форест, собр. супругов Альфред Коулз).
Создает «Портрет Сергея Щукина» (уголь, собр. Пьера Матисса).
1913 Выставляет свои картины и скульптуры в галерее Бернхейм-Жён в Париже; участвует в выставке «Армори Шоу» в Чикаго, Нью-Йорке и Бостоне, в выставке Сецессиона в Берлине.
По возвращении из Марокко весной работает в Исси-ле-Мулино. В феврале—марте совершает с семьей поездку на Корсику, а осенью снова работает в Исси-ле-Мулино и в парижской мастерской на набережной Сен-Мишель, 19. В апреле 1913 года А. Матисс продал С.И. Щукину одно из самых замечательных своих марокканских произведений — полотно «Арабская кофейня» (Санкт-Петербург, Гос. Эрмитаж). Все три части «Марокканского триптиха» покупает и увозит в Россию И.А. Морозов.
Пишет картину «Открытое окно. Танжер» (Париж, частное собр.).
Создает скульптуру «Спина» II (одна из отливок в бронзе — в Париже, в Национальном музее современного искусства). В этом же году написаны картины: «Стоящий марокканец в зеленой одежде», «Букет цветов на веранде», «Портрет жены художника» (все — Санкт-Петербург, Гос. Эрмитаж); «Голубая ваза с цветами на синей скатерти» (Москва, ГМИИ им. А.С. Пушкина).
1914 Выставляет свои работы в Берлине (галерея Гурлитт).
С началом Первой мировой войны отправляет детей на юг, затем вместе с женой и А. Марке догоняет их в Коллиуре. Там же знакомится с X. Грис.
Пишет картины, свидетельствующие об интересе к проблемам построения фигур и предметов в пространстве: «Ивонн Ландсберг» (Филадельфия, Музей искусств); «Голова белая и розовая» (частное собр.); «Вид Собора Парижской Богоматери» (частное собр.), «Дверь-окно в Коллиуре» (частное собр.). Осенью возвращается в Париж.
1 Картина часто фигурировала в искусствоведческой литературе под названием «Танец вокруг настурций», появившимся в результате неточного перевода с французского («Les capucines a la "Danse"»).
1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11
Музей современного искусства | Девушка в зелёном с гвоздикой (Анри Матисс) | Лошадь, всадник и клоун (Анри Матисс) |