1910-1914 годы.

1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11

1910 Заканчивает декоративные панно для С.И. Щукина «Танец» и «Музыка» (оба — в Санкт-Петербурге, Гос. Эрмитаж). Выставка работ Матисса у Бернхейма-Жён.

Панно «Танец» и «Музыка» экспонированы на выставке в Осеннем Салоне.

Участвует в выставке «Мане и постимпрессионисты», организованной Роже Фрайем в Лондоне.

Исполняет первые скульптурные портреты Жаннет, из которых бронзовые отливки I, II и IV вариантов имеются в коллекции Жозефа Хиршхорна в Нью-Йорке.

Совершает поездку в Мюнхен вместе с А. Марке, знакомится там с выставкой мусульманского искусства. Путешествие в Испанию.

Создает произведения: «Девушка с черной кошкой (Маргерит Матисс)» (Париж, собр. М. Дютюи); рисунок «Девушка с тюльпанами» (уголь; Париж, частное собр.); «Фрукты и бронза» (Москва, ГМИИ им. А.С. Пушкина); «Девушка с тюльпанами» (Санкт-Петербург, Гос. Эрмитаж).

1911 Работает в Севилье, Исси-ле-Мулино и Коллиуре. По приглашению С.И. Щукина в конце октября приезжает в Москву и Петербург.

Совершает первое путешествие в Марокко (Танжер), по-видимому, в конце 1911 — начале 1912 года. В Исси-ле-Мулино пишет картины: «Мастерская» (Москва, ГМИИ им. А.С. Пушкина); «Красные рыбы» (Москва, ГМИИ им. А.С. Пушкина); «Семейный портрет» (Санкт-Петербург, Гос. Эрмитаж).

Закрывает свою школу.

Уезжает в конце года в Танжер до весны. Пишет картину «Голубое окно» (Нью-Йорк, Музей современного искусства).

1912 Выставки работ в Кёльне и Лондоне.

Знакомится с выставкой персидской миниатюры в Музее

декоративных искусств в Париже. Весной — поездка в Марокко. В конце этого же года совершает вторую поездку в Марокко. Пишет «Марокканский триптих»: «Вид из окна. Танжер», «Зора на террасе», «Вход в казба» (все три — в ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва).

Пишет картины: «Интерьер с панно "Танец" и настурциями» (или: «Настурции. Панно "Танец"»)1 и «Уголок мастерской» (обе — в ГМИИ им. А.С. Пушкина, Москва).

В марте в галерее «291» в Нью-Йорке открывается первая выставка скульптур и рисунков Матисса. Пишет картину «Зора в желтом» (Иллинойс, Дэйк Форест, собр. супругов Альфред Коулз).

Создает «Портрет Сергея Щукина» (уголь, собр. Пьера Матисса).

1913 Выставляет свои картины и скульптуры в галерее Бернхейм-Жён в Париже; участвует в выставке «Армори Шоу» в Чикаго, Нью-Йорке и Бостоне, в выставке Сецессиона в Берлине.

По возвращении из Марокко весной работает в Исси-ле-Мулино. В феврале—марте совершает с семьей поездку на Корсику, а осенью снова работает в Исси-ле-Мулино и в парижской мастерской на набережной Сен-Мишель, 19. В апреле 1913 года А. Матисс продал С.И. Щукину одно из самых замечательных своих марокканских произведений — полотно «Арабская кофейня» (Санкт-Петербург, Гос. Эрмитаж). Все три части «Марокканского триптиха» покупает и увозит в Россию И.А. Морозов.

Пишет картину «Открытое окно. Танжер» (Париж, частное собр.).

Создает скульптуру «Спина» II (одна из отливок в бронзе — в Париже, в Национальном музее современного искусства). В этом же году написаны картины: «Стоящий марокканец в зеленой одежде», «Букет цветов на веранде», «Портрет жены художника» (все — Санкт-Петербург, Гос. Эрмитаж); «Голубая ваза с цветами на синей скатерти» (Москва, ГМИИ им. А.С. Пушкина).

1914 Выставляет свои работы в Берлине (галерея Гурлитт).

С началом Первой мировой войны отправляет детей на юг, затем вместе с женой и А. Марке догоняет их в Коллиуре. Там же знакомится с X. Грис.

Пишет картины, свидетельствующие об интересе к проблемам построения фигур и предметов в пространстве: «Ивонн Ландсберг» (Филадельфия, Музей искусств); «Голова белая и розовая» (частное собр.); «Вид Собора Парижской Богоматери» (частное собр.), «Дверь-окно в Коллиуре» (частное собр.). Осенью возвращается в Париж.


1 Картина часто фигурировала в искусствоведческой литературе под названием «Танец вокруг настурций», появившимся в результате неточного перевода с французского («Les capucines a la "Danse"»).

1 - 2 - 3 - 4 - 5 - 6 - 7 - 8 - 9 - 10 - 11


Леда и лебедь.1944-46. Триптих. Дерево, масло. Частная коллекция. More.

Танец (первая версия). 1909. Холст, масло. Музей современного искусства, Нью-Йорк, США.

Марокканцы. 1916.



 
Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Анри Матисс. Сайт художника.