Предисловие к каталогу выставки в Национальном музее в Токио. 1951 г.
После того как я принял решение, что моя выставка в Доме Французской Мысли в Париже будет последней манифестацией такого рода, я все же согласился сделать эту важную выставку в Японии: мсье Хазама очень убедительно доказал мне, какой интерес она представит для студентов и изящных искусств его страны. Осознавая, какое место хотели мне отвести сегодня японские художники, я подумал, что должен принять это предложение, и именно поэтому я выбрал для этой выставки картины и рисунки, дающие представление о моей деятельности с ретроспекцией.
Я хочу, чтобы студенты, которые увидят эту выставку, смогли бы отдать себе отчет в том, что основной интерес моих произведений проистекает из внимательного и почтительного наблюдения Природы, так же как из двойственности чувств, внушенных ею, а не из некоторой виртуозности, которая почти всегда сопутствует честной и постоянной работе.
Я не смог бы слишком настаивать на необходимости абсолютной искренности художника в его работе, если бы не сознание, что только она одна может дать художнику большое мужество, необходимое ему, чтобы отнестись к ней со всей скромностью и смирением. Без этой искренности, которой я придаю большое значение, художник может только плыть от одного влияния к другому, забывая обосноваться на той земле, где должен обрести признаки, присущие его индивидуальности. Пусть молодые художники не забывают, что привлекательность этой земли обращается к их сердцу и редко согласуется с заботами о существовании. Нужно, однако, найти между ними согласие, не потеряв при этом широты своих возможностей.
 Ле Като-Камбрези |  Девушка с чёрной кошкой (Анри Матисс) |  Полинезия, море (Анри Матисс) |