Самолет.

1 - 2

Даже простое путешествие самолетом из Парижа в Лондон открывает нам мир, какого не могло предугадать наше воображение.

Ощущение нового положения восхищает нас, но в то же время приводит в смущение при воспоминании о заботах и огорчениях, волновавших нас на той самой земле, которую мы едва различаем внизу сквозь просветы в сплошных облаках под нами, в то время как существовала эта волшебная стихия, где мы находимся в данный момент.

И когда мы вернемся в скромное состояние пешехода, мы не почувствуем больше тяжести давящего на нас серого неба, потому что будем помнить, что за этой легко проницаемой стеной существует великолепие солнца и ощущение бесконечного пространства, где на миг мы ощутили себя такими свободными.

Не надо ли было бы отправлять в длинное путешествие молодых людей, закончивших учебу?

Характер нарисованного лица зависит не от его различных пропорций, а от внутреннего света, отраженного на нем. Так что два рисунка, сделанные с одного и того же лица при всей несхожести пропорций лица, могут передавать один и тот же характер.

Ни один из листьев смоковницы не идентичен другому: все они имеют иную форму, но каждый из них кричит: «Я со смоковницы».

Если я доверяю своей руке, которая рисует, так это потому, что, пока я приучал ее служить мне, я старался никогда не позволять ей опережать мое чувство. Я прекрасно отдаю себе отчет, когда она изощряется или когда между нами двоими возникает разногласие: между ней и чем-то во мне, что как бы подчинено ей. Рука лишь продолжение чувствительности и рассудка. Чем она подвижнее, тем послушнее. Служанка не должна становиться госпожой.

Рисовать ножницами.

Врезаться прямо в цвет — это напоминает мне непосредственное ваяние скульптора из камня. Именно так была задумана эта книга.

Мои кривые не сумасбродны.

Отвес, определяющий вертикаль, с его дополнением-горизонталью является Компасом рисовальщика. Энгр пользовался отвесом.

В его рисунках стоящей фигуры обратите внимание на нестертую линию, которая проходит через грудную кость и через внутреннюю косточку лодыжки «несущей ноги». Вокруг этой подразумеваемой линии развивается «арабеска». Из употребления отвеса я извлек неиссякаемую пользу. Вертикаль — в моем уме. Она помогает мне уточнить направление линий, и в моих быстрых рисунках я не делаю ни одного изгиба линии — например, ветки в пейзаже, — не осознав соотношения этой линии с вертикалью.

Мои кривые — не сумасбродны.

Каждая новая картина должна быть уникальной, рождать новый штрих в изображении мира человеческим разумом.

Художник должен использовать всю свою энергию, всю свою искренность и величайшую скромность, чтобы избежать в своей работе старых штампов, которые так легко скользят под руку и которые могут погубить маленький рождающийся цветок, никогда не появляющийся таким, каким его ожидают.

Один музыкант сказал: Правда, реальность в искусстве выявляются тогда, когда перестаешь понимать то, что делаешь, то, что знаешь; когда в тебе остается лишь энергия, усиленная тем, что она сжата, уплотнена, натолкнувшись на сопротивление.

В такой момент необходимо войти в состояние полнейшего смирения, чистоты, девственности, невинности, словно с пустой головой, — словом, в состояние духа, подобное тому, в каком пребывает причащающийся, подходящий к Святой Чаше. Конечно, нужно иметь при этом за спиной весь свой умственный багаж и уметь сохранить свежесть Инстинкта.

Верю ли я в Бога?

Да, когда работаю. Когда я полон смирения и скромности, я чувствую, как кто-то энергично помогает мне, заставляя меня делать вещи, выходящие за пределы моего понимания. Однако я не испытываю к нему никакой благодарности, так как мне кажется, что я словно нахожусь в присутствии фокусника, трюки которого я не могу разгадать. Я чувствую себя обойденным, лишенным возможности обогатиться опытом, что вознаградило бы меня за мои усилия. Я оказываюсь неблагодарным и даже не испытываю угрызений совести.

Предыдущая глава.

1 - 2


pic39Гармония в красных тонах. 1908. Холст, масло. Эрмитаж.

Ваза с ирисами. 1912. Холст, масло. Эрмитаж.

Икар (Анри Матисс)



 
Перепечатка и использование материалов допускается с условием размещения ссылки Анри Матисс. Сайт художника.